Комитет РСС по развитию конкуренции в строительной отрасли
8 (499) 270-52-51 info@omorrss.ru

Новости

27 ноября 2018

Комитет РСС по развитию конкуренции в строительной отрасли

Комитет РСС по развитию конкуренции в строительной отрасли

В минувшую пятницу, 23 ноября 2018 года в Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему: «О реновации жилищного фонда в Российской Федерации».

Данное мероприятие посетили представители Комитета ОМОР РСС по развитию конкуренции в строительной отрасли Шуянцев А.Ю., Аганов Р.З. и Попова Т.О.

Напомним, что майским Указом (от 07.05.2018 № 204) Президент РФ поставил цель по сокращению непригодного для проживания жилищного фонда, состояние которого характеризуется наличием не только аварийного, но и ветхого жилья.

В сентябре 2018 года Галиной Петровной Хованской и Сергеем Михайловичем Мироновым в Государственную Думу был внесен проект федерального закона «О реновации жилищного фонда в Российской Федерации», предусматривающий проведение реновации путем реконструкции и сноса жилых домов. При этом реконструкция жилых домов рассматривается как приоритетный способ реализации программы. Об этом говорится буквально в первых строчках законопроекта.

Участники пятничного мероприятия отметили высокую степень социальной значимости законопроекта ввиду неудовлетворительного состояния жилищного фонда в стране, что не удивительно. По данным Фонда содействия реформированию ЖКХ на 1 августа 2018 года аварийными были признаны около 88 тысяч многоквартирных домов (или более 30 млн кв. м жилья).

Как было отмечено председательствующим парламентских слушаний (Хованской Г.П.), в законопроекте постарались учесть плюсы и минусы программы реновации проходящей в г. Москве, а также опыт других стран.

По мнению заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Никиты Евгеньевича Стасишина, выступавшего на слушаниях, для возможности реализации программ реновации особое внимание требуется уделить и инфраструктуре субъектов (дороги, инженерные коммуникации и пр.). Увеличение плотности застройки либо увеличение числа жителей в определенном микрорайоне, не должно сказываться на комфорте проживания в том месте, где реализуется программа реновации.

Председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства, член Правления Российского Союза строителей Ефим Владимирович Басин в ходе своего выступления отметил важность развития не только многоэтажного, но и малоэтажного строительства и актуальность проекта реновации жилого фонда в России.

Ефим Владимирович Басин также обозначил, что для обеспечения эффективной и оперативной работы по подготовке и последующей реализации пилотных программ в субъектах РФ, комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства, комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищно-коммунального хозяйства и Российский Союз строителей принимают на себя обязательства по созданию рабочей группы с включением в ее состав представителей законодательных и исполнительных органов власти РФ, предпринимательского сообщества.

Решение о создании рабочей группы было принято 21 ноября 2018 года по итогам совместного расширенного заседания комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства, комитета по предпринимательству в сфере жилищно-коммунального хозяйства и Российского Союза строителей, посвященного законопроекту о реновации жилищного фонда в РФ, которое состоялось Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

Без внимания профессионального сообщества не остался и вопрос финансирования программ реновации в субъектах РФ. Перенять опыт финансирования московской реновации, которая проводится за счет города, невозможно. Эксперты сходятся в едином мнении: успешно реализовать программу реновации удастся только по схеме государственно-частного партнерства. Но стимулы для инвесторов только предстоит разработать.

Не смотря на то, что по задумке разработчиков законопроект должен быть рамочным и регулировать только основные положения (полномочия субъектов РФ и муниципальных образований, права граждан (собственников и нанимателей), гарантии их прав), документ еще не готов к принятию и нуждается в существенной доработке.

По мнению экспертов Комитета, изложенному в заключении, которое было направлено в Российский Союз строителей к совместному расширенному заседанию в Торгово-промышленной палате, реализовывать программу реновации путем заключения контрактов жизненного цикла (КЖЦ), предусматривающих проектирование, конструирование, последующее обслуживание и ремонт, а также утилизацию жилых домов, невозможно, т.к. лишает собственников права на:

ü выбор способа управления многоквартирным домом (ч. 2 ст. 161 ЖК РФ),

ü принятие решения о проведении капитального ремонта (ч. 4 ст. 189 ЖК РФ).

Согласно п. 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по текущему ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ, с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.

Привлечение подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме регламентируется ч. 5 ст. 182 ЖК РФ и Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615.

Как было отмечено экспертами Комитета, более привлекательной формой заключения контрактов при реализации программ реновации, можно рассмотреть заключение контрактов «под ключ».

Статьи 5 и 6 законопроекта содержат перечень положений, регулирующих проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу включения дома в программу реновации.

Однако разработчиком не учтено, что ч. 2 ст. 44 ЖК РФ содержит «закрытый» перечень вопросов, относящихся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Право на принятие решения по вопросу включения многоквартирного дома в программу реновации в ст. 44 ЖК РФ отсутствует.

Законопроект гарантирует собственникам/нанимателям помещений в многоквартирных домах, участвующих в программе реновации, предоставление равнозначного жилого помещения. Но в отличие от положений нормативных актов программы реновации в г. Москве, субъект РФ не гарантирует предоставление жилого помещения с отделкой (не предусмотрено проектом федерального закона).

Перечисленный перечень предложений и замечаний экспертов Комитета не является исчерпывающим и сейчас перед профессиональным сообществом стоит задача не только привести положения законопроекта в соответствие с действующим законодательством, но и обеспечить соблюдение прав граждан РФ.

Короткая ссылка на новость: https://www.omorrss.ru/~YddqR