«Работа с государством: партнерство или испытание?» - итоги круглого стола BATIMAT RUSSIA 2020
8 (499) 270-52-51 info@omorrss.ru

Новости

5 марта 2020

«Работа с государством: партнерство или испытание?» - итоги круглого стола BATIMAT RUSSIA 2020

«Работа с государством: партнерство или испытание?» - итоги круглого стола BATIMAT RUSSIA 2020


В рамках международной строительно-интерьерной выставки BATIMAT RUSSIA 2020, прошедшей 03 марта 2020 года в КРОКУС ЭКСПО (г. Москва), состоялся Круглый стол на тему «Работа с государством: партнерство или испытание? Ценообразование в строительстве» (организаторы Минстрой России, ОМОР РСС, НОСТРОЙ).

Модераторами мероприятия выступили Председатель Комитета ОМОР РСС по развитию конкуренции в строительной отрасли, Управляющий партнер Fortis Group (ООО «Фортис Консалт») Екатерина Лезина и Заместитель директора департамента ценообразования и градостроительного зонирования Минстрой России, Председатель Комитета ОМОР РСС по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве Сергей Головин.

Поприветствовав участников, Екатерина Лезина обозначила наиболее значимые для строительного сообщества поправки, внесенные в законодательство о закупках. Слушателям была продемонстрирована презентация о результатах опроса строительных организаций (участников закупок), проведённого ОМОР РСС и НОСТРОЙ в феврале 2020 года с целью выявления проблем в закупочных процедурах и при исполнении госконтрактов в сфере строительства. В этом опросе приняли участие 1278 организаций, большая часть – строительных. Итоги этого опроса и обозначили тему дискуссии. Так, например:

1.      Срок, достаточный для изучения документации и принятия решения об участии в закупке, 83,5% опрошенных обозначили как свыше 10 дней. Напомним, что с 2019 года аукционы с начальной ценой контракта до 2 млрд рублей проводятся в течение 7 дней.

2.      Причины отказа от участия в закупке:

- 47,2 % - заниженная начальная цена контракта,

- 12,4 % - низкое качество проектно-сметной документации,

- 11,6 % - дискриминационные условия участия, установленные заказчиками и 10,3% - недостаточно срока подготовки.

3. Верным считают следующее утверждение «на рынке много недобросовестных подрядчиков, необоснованно снижающих цены на торгах. Конкурировать с ними по цене добросовестный подрядчик не способен» - 76,1 % опрошенных.

Причинами такой ситуации опрошенные считают:

- систему закупок (контрактная система), нивелирующую старания участников рынка по поддержанию своей квалификации – 27,7 %;

- невозможность проверить документы, подтверждающие опыт участника закупки (фальсификация таких документов) – 18,5 %;

- отсутствие у саморегулируемых организаций возможности ограничить недобросовестных подрядчиков в доступе на рынок – 18,3%.

На вопрос «сталкивались ли Вы при исполнении государственного (муниципального) контракта с ситуацией, когда выяснялось, что исполнение контракта без внесения существенных изменений в проектно-сметную документацию невозможно?» 44,9 % ответили «да», 18,7 % - часто, 13 % - постоянно и только 23,4 % не сталкивались.

У 40,7 % опрошенных возникали проблемы на этапе приемки результатов работ по причине злоупотребления заказчиками.

54,9 % считают невозможным исполнение контракта без изменения его существенных условий (срок исполнения обязательств, цена контракта, объем работ) уже в процессе его исполнения.

Подводя итоги опроса, Екатерина Лезина отметила, что большая проблема сейчас - это злоупотребление заказчиками при приемке работ и, в какой-то степени вероятности, следствием такого злоупотребления можно назвать высокий процент рассмотрения антимонопольным органом дел по включению «неугодных» подрядчиков в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Не углубляясь в иные проблемы профессионального сообщества в сфере закупок, Екатерина передала слово Заместителю директора департамента ценообразования и градостроительного зонировани Минстрой России, Председателю Комитета ОМОР РСС по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве Сергею Головину, которым были освещены проблемы ценообразования в строительстве, вопросы планирования, разработки, экспертизы и применения нормативов цены строительства, порядок формирования начальной (максимальной) цены контракта на строительство, реконструкцию, капремонт, порядок составления сметы контракта.

Освящая тему текущего состоянии реформы ценообразования в строительстве, Сергей Головин отметил, что на сегодняшний день из 24 разрабатываемых и актуализируемых методических документов в сфере ценообразования и сметного нормирования в строительстве 6 методик уже утверждены Минстроем России.

Начальник Управления сметного нормирования ФАУ «Главгосэкспертиза России» Андрей Савенков в продолжение темы ценообразования рассказал участникам про актуализированный порядок разработки и утверждения сметных нормативов, а также о проводимой ФАУ «Главгосэкспертиза России» совместно с Минстроем России информационно-разъяснительной работе по планированию новых норм.

О результатах контроля в сфере закупок по ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе, с освящением практики и типичных ошибок правоприменителями контрактной системы, выступила Начальник Управления по контролю в сфере контрактных отношений Беликова Елена, которая в ходе своего выступления отметила, что основной объем финансовых нарушений приходится на нарушения при исполнении контрактов.

Темы ценообразования и казначейского контроля не остались без внимания представителей Ассоциации организаций строительного комплекса атомной отрасли (АСКАО) Корнийченко В.Н. и Ежова Н.М., задавших вопросы по проблемам отрасли Андрею Савенкову и Елене Беликовой.

Заместитель начальника управления контроля строительства и природных ресурсов ФАС России Давид Акопян рассказал о развитии конкуренции в сфере строительства, целях и задачах ФАС России, выделив такие основные направления в работе как цифровизация, ценообразование и снижение административных барьеров.

Проблемы правоприменения Закона о контрактной системе при закупке строительных работ, подкрепленные статистическими данными о количестве рассмотренных в 2018-2019 годах жалобах, в своем выступлении освятил Начальник отдела нормотверчества и взаимодействия с территориальными органами Антон Селезнев. Особое внимание присутствующих привлекли законодательные инициативы антимонопольной службы:

o   введение закрытого перечня способов осуществления закупок по Федеральному закону № 223-ФЗ;

o   в рамках Федерального закона № 44-ФЗ:

- установление только согласия от участника закупки на иные работы (по аналогии с закупками строительных работ), а при использовании (или поставке) товаров – ограниченный перечень характеристик на закупку (не более 5);

- проведение аукциона через 2 часа после окончания срока подачи заявок;

- ведение рейтинга деловой репутации предпринимателей, используемого для допуска на торги, объективной оценки участника на торгах и снижения размера обеспечения заявки и контракта;

- подача жалобы и официальное уведомление участников, ведение претензионной и иной переписки исключительно через ЕИС;

- право исполнителя (подрядчика, поставщика) обжаловать решение заказчика об одностороннем отказе при включении его в РНП в административном порядке (ФАС России).

Из выступления и продемонстрированной участникам презентации стало очевидным, что на сегодняшний день первоочередной задачей ФАС России является снижение возможности для сговора (картель) и иных злоупотреблений.

Представитель антимонопольного органа также указал на то, что в 3 квартале 2019 года ФАС России (совместно с территориальными управлениями) было рассмотрено 19 тыс. обращений заказчиков о включении сведений в РНП, 39,7% из которых без оснований.

Закрывая Круглый стол и поблагодарив участников мероприятия, Екатерина Лезина отметила масштабность освящённых спикерами вопросов и стоящих перед строительным сообществом проблем, подкрепленных результатами опроса и статистикой ФАС России, которые возможно решить только совместными усилиями.


Короткая ссылка на новость: https://www.omorrss.ru/~MPPIg