Каково место негосударственной экспертизы в экономике России?
8 (499) 270-52-51 info@omorrss.ru

Новости

18 апреля 2018

Каково место негосударственной экспертизы в экономике России?

Каково место негосударственной экспертизы в экономике России?

23 ноября под председательством первого вице-президента НОПРИЗ, вице-президента РСС Анвара Шамузафарова, состоялась конференция «Реформирование деятельности негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в свете изменений законодательства».

В конференции приняли участие более ста представителей компаний, работающих в области негосударственной экспертизе. Перед участниками выступили представители Главгосэкспертизы России, Минстроя России и НОПРИЗа. С докладом «О месте и роли негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в экономике России» выступил первый вице-президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков Анвар Шамузафаров.

Как следует из его доклада, доля отраслей строительства и ЖКХ в экономике России исключительно высока. Объем работ по виду деятельности строительство за 2016 год составил 6,4 трлн. рублей. Кроме того, еще примерно 1,6 трлн. рублей в этих работах, затраченных на отделку жилья и строительство индивидуальных жилых домов хозспособом, не учитывается в статистике. Годовой оборот средств в ЖКХ составляет еще примерно 4 трлн. рублей.

Общая доля средств, затрачиваемых ежегодно на отрасль строительство и ЖКХ, составляет примерно 12,0 трлн. рублей, что равно примерно 14 % от ВВП страны (в 2016 году 86 трлн. рублей). Однако от доходной части Федерального бюджета страны (в 2016 году 13,46 трлн. рублей) расходы на строительство и ЖКХ составляют аж около 92 %.

Из этих 12,0 трлн. рублей доля Федеральных госкапвложений составляет 1,3 трлн. рублей или около 11 %, а примерно 81 % этих средств – это сугубо частные инвестиции.

Закон о бесплатной приватизации жилья, принятый 23 декабря 1992 года, коренным образом изменил структуру собственности на жилище в Российской Федерации. В 1988 году в личной собственности граждан находилось около 27 % жилищного фонда. Эта структура собственности на жилье в 1987-1988 годах примерно соответствовала структуре инвестиций на жилищное строительство. Существовавшая в советские годы система государственных инвестиций в строительстве и ЖКХ породила и систему регулирования, включая систему Главгосэкспертизы и государственных экспертиз регионов России.

В настоящее время в частной собственности населения находится более 91 % жилищного фонда. Распределение инвестиций в жилищное строительство в 2016 году составляло: частные 88,5 %, государственные – 7,1 %, прочие – 4,4 %. Структура собственности предприятий строительной отрасли такова, что в частной собственности находится 94,8 % предприятий.

Объем инвестиций в основной капитал за счет государственных бюджетов всех уровней, муниципальных бюджетов и частных инвестиций в 2016 году по всем видам деятельности был равен 14,6 трлн. рублей. Из них объем работ по виду Строительство составляет 6,4 трлн. рублей.

За счет средств Федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов объем инвестиций по итогам 2016 года составляет 2,3 трлн. рублей, (16% от общего объема инвестиций). Из них за счет средств Федерального бюджета – 1,3 трлн. рублей.

Общий объем инвестиций в строительство и в оборудование, требующего монтажа на стройплощадке (в сумме равный примерно 75 % от общего объема по всем источникам инвестиций), по итогам 2016 года составляет примерно 11 трлн. рублей, из них за счет средств бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов – составляет примерно 769 млрд. рублей.

Объем рынка ПИР (примерно 5 % от объема инвестиций в строительство и оборудование, монтируемого на стройплощадке) по итогам года составляет примерно 549 млрд. рублей, из них финансируемого без учета проектов, не подлежащих экспертизе (примерно на 20 % от общего объема инвестиций) – 440 млрд. рублей.

Объем рынка экспертизы проектов (примерно 5 % от ПИР) по итогам года за счет всех источников финансирования составляет примерно 22 млрд. рублей; из них по нашим расчетам:
- ответственность Главгосэкспертизы составляет примерно 6,1 млрд. рублей;
- ответственность организаций экспертизы Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, Росгвардии составляет примерно 1 млрд. рублей;
- ответственность экспертизы Росатома составляет примерно 0,5 млрд. рублей;
- ответственность органов экспертизы субъектов Федерации составляет 6 млрд. рублей (в среднем на субъекты Федерации приходится по 50 млн. рублей в год, за исключением Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга);
- потенциальная ответственность организаций негосударственной экспертизы составляет 8.4 млрд. рублей.

Сейчас уже установились обеспечивающие и регулирующие механизмы существования рынка услуг в строительстве и частично ЖКХ. Это самофинансирование, самоокупаемость, самоуправление, саморазвитие и саморегулирование. При этом гарантированной государственной поддержкой обеспечиваются отдельные категории граждан. Времена, когда строительство ЖКХ финансировались за счет бюджета страны, ушли безвозвратно. Напоминаю, что совокупные расходы на строительство и ЖКХ составляют 92 % от доходов Федерального бюджета страны.

Поэтому естественным является дальнейшее развитие системы саморегулирования и распространение ее на негосударственную экспертизу.

Деятельность строительной экспертизы строится на единой платформе, в которую входят:
- единая система технического регулирования;
- единая методология и регламенты работы;
- стандартные требования к экспертным заключениям, что с начала 2018 года будет поддержано единым реестром выданных экспертных заключений.

Для выработки единых подходов к развитию системы строительной экспертизы, развития системы технического регулирования, рассмотрения наиболее стандартных конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть между участниками рынка этой экспертизы, предлагаем рассмотреть наше предложение по созданию Экспертного Совета.

Экспертный Совет (на наш взгляд), на первых порах, по согласованию с Минстроем России может быть создан совместным приказом Главгосэкспертизы с НОПРИЗ и состоять из представителей этих организаций, а также высококвалифицированных специалистов от экспертного сообщества, включая представителей субъектов Федерации и негосударственной экспертизы.

Кроме того в состав Экспертного Совета было бы целесообразно пригласить представителей Минстроя России для контроля баланса интересов и участия в совершенствовании нормативной и нормативно-технической базы.

Одним из первых шагов, которые нужно решить с участием представителей Минстроя России, Главгосэкспертизы, НОПРИЗ в составе Экспертного Совета – это дальнейшее совершенствование градостроительного законодательства.

Мы поддерживаем инициативы Минстроя России, Главгосэкспертизы по переходу к оценке стоимости не только единовременных затрат на технико-экономические обоснования, инженерные изыскания, проектирование и возведение зданий и сооружений, но и по комплексной оценке приведенных затрат с учетом затрат на эксплуатацию этих объектов в течение всего времени существования этих зданий и сооружений.

Как следующий шаг по совершенствованию градостроительного законодательства было бы полезно вернуться к практике экспертной оценки зданий и сооружений в комплексной застройке, а также генеральных планов городов и иных поселений. К сожалению, при принятии Градостроительного кодекса России в 2004 году проекты застройки городов и других населенных пунктов, включая экспертизы их генеральных планов, были исключены из системы государственной экспертизы. До принятия этих поправок в Градостроительный кодекс России необходимо было бы не противодействовать рассмотрению проектов застройки, включая генеральные планы городов, организациями негосударственной экспертизы.

Вообще существующая система градоустройства, унаследованная сегодняшней Россией со времен строительства социализма, в силу инерционности процессов планировки и застройки территорий, на практике продолжает формироваться без учета преобладания именно частных инвестиций в развитие недвижимости, включая жилищное строительство.

Сохранение старых советских подходов, связанных с преобладанием государственных инвестиций в развитие застройки до конца 80-х годов прошлого века, привели в настоящее время к сохранению или даже увеличению небывалой скученности застройки городов и других поселений России.

Если проанализировать развитие городов и других поселений, то из 1712,5 млн. га территории России доля населенных пунктов России составляет 20,3 млн. га, что равно 1,2 %. При этом доля территории застройки от площади населенных пунктов составляет 6,0 млн. га или 29,6% от площади населенных пунктов. То есть площадь застроенных территорий населенных пунктов составляет только 0,4% от всей территории России. Такой бессмысленной скученности застройки (при минимальных размерах застроенных территорий) от общей территории страны нет ни в одной развитой стране мира.

Именно этот недоучет внутренних потребностей частных собственников приводит к тому, что, несмотря на острую потребность в жилье, в 2016-2017 годах дома, построенные в сверхскученной застройке, остаются не проданными практически во всех городах России, включая и Москву, и Санкт-Петербург, и Московскую область.

Ведь известными фактами является то, что в странах, в которых исторически более полно учитывались интересы жильцов-собственников на жилье, существуют такие понятия как «одноэтажная Америка или Канада», «малоэтажная Великобритания, Франция, Германия, Италия или Испания». В такой застройке учитываются все недостатки нашей скученной застройки, связанные с отсутствием мест для стоянки личных автомобилей, рекреаций для досуга и других.

Вместе с тем, застройка городов и иных поселений России упорно продолжает расти вверх. Здесь хочется горячо поддержать идею В.В. Путина о выделении всем желающим этого жителям Дальнего Востока по одному гектару земли. Однако хотелось бы пожелать рассмотреть вопрос о выделении хотя бы по полгектара земли гражданам, проживающим на других территориях России.

Было бы целесообразным (при принятии соответствующего политического решения) регулирование процессов выделения этого полугектара земли гражданам России поручить Минстрою России. Из структуры земельного фонда по категориям необходимо исключить земли, не пригодные для размещения застройки, как то: земли водных ресурсов и болота, составляющие 13,2% от территории стран; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радио и телевидения, составляющие 1%; земли особо охраняемых территорий и объектов, составляющие 2,8% от территории России. В сумме эти земли равны 17 % территории страны.

Вместе с тем все остальные земли страны, включая сельскохозяйственные угодья, составляющие 13%, и, земли под лесами, составляющие 65,8% от территории страны, при разумном подходе частично могут быть использованы для размещения территорий застройки, в особенности, если осуществлять такое строительство одно или двухэтажными односемейными домами.

Нам необходимо развеять ложный миф, запускаемый корыстными бюрократами, безраздельно распоряжающимися земельными ресурсами, о недостаточности земель России для более широкого использования ее населением страны. В ближайшее десятилетие было бы целесообразно размеры территорий страны, выделяемых под застройку, увеличить с 6 до 8,5 млн. га, а территории населенных пунктов – с 20,3 до 26 млн. га.

При градостроительно выверенном подходе к ТЭО, инженерным изысканиям, проектированию, строительству и эксплуатации в комплексной застройке городов и других населенных мест, а также при профессиональной экспертизе ТЭО и проектно-изыскательских решений может существенно повыситься экономический и социальный эффект от градостроительной деятельности.

Кроме того, рассредоточение населения как можно на большей территории России позволит минимизировать людские потери при любых природных, техногенных катаклизмах и возможных военных конфликтах.

Разработан Перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи и в случае принятия изменений в Градостроительный кодекс по саморегулированию негосударственной экспертизы:
- постановлений Правительства России в количестве 16 штук;
- приказов Банка России в количестве 2 штук;
- приказов Минрегиона России в количестве 5 штук;
- приказов Минэкономразвития России в количестве 2 штук;
- приказов Минстроя России в количестве 8 штук;
- приказов Ростехнадзора в количестве 3 штук.

Итого надо принять в течение 2018 года 36 нормативных правовых актов. НОПРИЗ по мере возможностей по запросу Минстроя России предполагает принять участие в разработке этих документов.

Таким образом, считаем необходимым продолжить работу разрешения проблемных вопросов по следующим направлениям:
1) Для защиты интересов организаций негосэкспертизы, повышения их ответственности (в том числе материальной), Минстроем России подготовлен законопроект по развитию негосэкспертизы.
2) Для более полного учета новаций в методах и технологиях строительства с участием и Главгосэкспертизы, и НОПРИЗА по запросу Минстроя России будет продолжена работа по совершенствованию сводов правил и стандартов.
3) Конечно, для профессионального сообщества было бы желательным продолжение работы по оптимизации структуры государственных экспертиз субъектов Федерации для того, чтобы они, не имея загрузку по бюджетным объектам, не пытались правдами и неправдами отжимать работу у организаций негосударственной экспертизы.
4) Организации негосударственной экспертизы рассчитывают на то, что Минстрой России и Главгосэкспертиза продолжат работу по развитию единой методологии и подходов подготовки экспертных заключений, как для государственных, так и негосударственных организаций экспертизы. В том числе, было бы правильным как-то стандартизировать и расценки на проведение экспертиз.
5) Для помощи в предотвращения деятельности организаций негосэкспертизы, выдающих некачественные заключения экспертизы, должны уточняться и конкретизироваться, а может и ужесточаться требования к экспертным организациям и к экспертам.
6) Для более полного учета всех факторов при оценке эффективности проектов было бы целесообразным (пока это не будет разрешено по закону и организациям государственной экспертизы) Минстрою России и Главгосэкспертизе не противодействовать оценке систем застройки организациями негосэкспертизы.

Короткая ссылка на новость: https://www.omorrss.ru/~Zq7Wy