27 марта 2018 года в Вологодской области, в Особой экономической зоне «Сокол», состоялось выездное заседание Правления ОМОР «Российский Союз строителей» на актуальную для населения, строительного сообщества и инвесторов тему: «Развитие малоэтажного и сельского строительства в Российской Федерации – очевидная необходимость». Заседание прошло под председательством президента РСС В.А. Яковлева.
С.А. Мытарев выступил на заседании с докладом «Развитие жилищного строительства на основе создания системы сельскохозяйственных потребительских обслуживающих строительных кооперативов, в рамках отраслевого проекта Минстроя России «Мой дом» Доступное и комфортное жилье в сельских поселениях и малых городах России».
В совещании приняли участие заместитель губернатора области Виталий Тушинов, главный федеральный инспектор по Вологодской области Виктор Мирошников, глава Сокольского района Юрий Васин, представители органов власти и строительного сообщества из многих субъектов РФ.
Заседание было открыто выступлением президента РСС Владимира Анатольевича Яковлева. Он назвал статистику ввода жилья за последние два года (78,6 млн. кв.м. – 2017 г.; 80 млн. кв.м. – 2016 г.), заметив, что для увеличения этих цифр до обозначенных Президентом РФ В.В. Путиным 120 млн. кв.м. нужно искать действенные методы и механизмы.
В. Яковлев особенно отметил важность увеличения строительства малоэтажного жилья, которое в общей доле ввода составляет 50%, положительно оценив опыт Вологодской области в этом вопросе. Вологодская область является одной из самых богатых лесом в России. Большая часть (81%) ее площади покрыта лесами. Общий запас древесины составляет 1609 млн. кубометров, в том числе 843 млн. кубометров - это хвойные насаждения.
На Вологодчине для развития малоэтажного и особенно деревянного домостроения принимается комплекс мер, направленных на развитие территории застройки в целом. Так, из регионального дорожного фонда ежегодно выделяются средства на развитие уличной сети и подготовку дорог на территориях комплексной застройки и земельных участков, предоставляемых многодетным семьям.
Заместитель губернатора Виталий Валерьевич Тушинов рассказал, что в области ежегодно строится только в рамках индивидуального жилищного строительства более тысячи домов. По его словам, среди наиболее важных мер поддержки малоэтажного строительства - снижение стоимости цены домокомплектов за счет привлечения новых технологий в производство таких домов. Помимо этого – снижение процентных ставок по кредитам на строительство индивидуальных домов и приобретение готовых деревянных домокомплектов.
- «В Вологодской области 50% всего жилищного фонда, в том числе, многоквартирного, составляют деревянные дома. Мы для себя поставили задачу максимально поддержать то, что касается строительства малоэтажного жилья, деревянного домостроения на региональном уровне, и исходим из того, какие меры поддержки должны в первую очередь. Необходимо дать возможность людям приобретать жилье, это предполагает снижение стоимости самих домокомлектов, привлечение новых технологий и массового производства тех домов, которые должны выпускаться». Вице-губернатор добавил, что без развития малоэтажного строительства строительный комплекс невозможно вывести из кризиса.
Говоря о кризисной ситуации в Вологодской области, В. Тушинов отметил спад стоимости квадратного метра в домах массовой серии с 40 тысяч рублей до 30 за последние два года, что говорит о ведении строительства в рамках себестоимости. Кроме того, по итогам опросов, люди не хотят переезжать в многоквартирные дома, и это касается не только Вологодской области, но и России в целом.
- «Произошло смещение на уровне малоэтажного жилья, жилья, которое можно отнести ближе к элитному классу, как такового интереса к эконом-классу нет. Но городские жители готовы поменять свое жилье на то, которое будет более комфортным, возможно, более дорогим. Но если говорить о малоэтажном жилье, не факт что это жилье будет более дорогим, а то, что будет более комфортным, это абсолютно точно».
Среди прочих инструментов для развития малоэтажного строительства, зам. губернатора назвал возможность предоставления дополнительного субсидирования процентных ставок с учетом региональных особенностей, особые условия по перевозке леса и созданию мощностей для погрузки-разгрузки.
Говоря о выделении леса, Тушинов рассказал, что, в соответствии с законом, действующим в области, каждый гражданин, имеющий в собственности земельный участок, может получить 200 кубов леса.
- «Лес выделяется бесплатно, но для этого нужно выделить делянку. Для наших лесников без разницы, какую делянку выделять: на одного человека или на десять, потому что сумма денег на это примерно одинаковая. Мы предлагаем простое решение: провести замену выдачи так называемых порубочных билетов на готовые домокомплекты, там, где это носит массовый характер. Заменив такой порубочный билет на домокомплект, от стоимости домокомлекта можно зачесть стоимость леса, это практически от 50% до 70% в зависимости от материалов стоимости самого домокомплекта, и таким образом можно снизить его конечную стоимость.
Второй момент. Когда мы отдаем территории для развития в одни руки, например, домостроительным комбинатам, тем предпринимателям, которые занимаются заготовкой леса, нам гораздо проще потом спрашивать, отслеживать 100 человек и 3-4 предприятия - это разные вещи».
Сергей Анатольевич Мытарев, Руководитель комиссии по строительству на селе, развитию сельской инфраструктуры, стройиндустрии и местных строительных материалов, президент Союза сельских строителей России, представил доклад «Развитие жилищного строительства на основе создания системы сельскохозяйственных потребительских обслуживающих строительных кооперативов, в рамках отраслевого проекта Минстроя России «Мой дом». Доступное и комфортное жилье в сельских поселениях и малых городах России».
«Создание условий для устойчивого развития сельских территорий- является одной из важнейших задач государственной политики. Основным инструментом выполнения этой задачи является федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Утвержденная постановлением правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года №598 (далее программа) входящая в состав Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года №717.
Достижение целей программы осуществляется путем реализации комплексных мероприятий, в том числе направленных на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности. За период реализации программы предусматривается ввести 3676.1 тыс.кв.м. жилья для граждан проживающих в сельской местности, в том числе 2457 тыс. кв.м. для молодых специалистов, а также повысить уровень социально-инженерного обустройства сельских территорий.
По данным Росстата по состоянию на 01.01.2016г. в России насчитывалось 18177 сельских поселений в которых проживают 37.9 млн. человек и 958 малых городов (с населением до 100 тысяч жителей) с населением 33.8 млн.человек.
По данным Министерства сельского хозяйства РФ в 2014 году введено (приобретено) 889.54 тыс.кв.м. общей площади жилых помещений. В реализации программы приняли участие 74 субъекта Федерации. Программные мероприятия реализовывались в 777 сельских поселениях (это всего 4.4 процента) от общего количества сельских населенных пунктов.
В 2015 году прирост построенного жилья в сельской местности составил 1516 тыс.кв.м. (6.9%) ,что в 2.8 раза меньше чем в 2014 году. Объемы вводимых жилых площадей в рамках программы сократилось в 1.8 раза по сравнению с предыдущим годом, составив 3% от общего объема жилищного строительства на селе, продолжив тем самым снижение значимости вклада Федеральных целевых программ в развитие жилищной инфраструктуры сельских территорий. В 2016 году построено за счет программы 609 тыс.кв.м. жилья.
По программе на 4 года текущего периода (с 2017 по 2020 годы) планируется ввести (приобрести) жилья для граждан проживающих в сельской местности 2.2 млн.кв.м., т.е в год 550 тыс.кв.метров.
Всего за последнюю пятилетку в сельской местности введено 94 млн.кв.м. общей площади жилых домов, что составляет 44% от общего объема ввода жилья за последние 15 лет. Самые высокие темпы роста сельского жилищного строительства были в 2011 и 2012 годах.
Ежегодный ввод общей площади жилых помещений на 1 жителя (кв.м) данные Росстата по состоянию на 01.01.2017 года в городе 0.79 кв.м., в селе 0.3 кв.м.
Качественные характеристики состояния сельского жилищного фонда довольно низкие. Так удельный вес ветхого и аварийного жилого фонда составляет 4.3%, что в 2 раза превышает городской уровень. Численность сельского населения проживающего в ветхих и аварийных домах составляет 2.5 млн. По уровню коммунального благоустройства сельский жилищный фонд значительно отстает от города. Так только 52% общей жилой площади сельской местности имело водопровод; 41.1 % водоотведение (канализацию); 63.6% центральное отопление; 30.7% ванну, душ; 65.4% газ; 27.9% горячее водоснабжение. В очереди на улучшение жилищных условий стоит более 490 тыс. сельских семей. Это происходит из-за того, что площадь ветхого и аварийного фонда ежегодно увеличивается и превышает объемы вводимого жилья. Доходы основной части сельских граждан не позволяют им решить жилищную программу самостоятельно. Оплата труда сельских жителей составляет чуть более 50% от средней заработной платы по отрасли экономики.
По данным Минсельхоза России по состоянию на 01.06.2017 года средняя заработная плата в сельских поселениях составила 24500 руб. Средняя фактическая стоимость строительства 1 кв.м. общей площади отдельно стоящих жилых домов в сельской местности по данным Росстата по состоянию на 01.01.2017г. составляет 37 тыс.руб.
Стратегия устойчивого развития сельских территорий на период с 2018 по 2030 годы определило целевые показатели:
- стабилизация численности сельского населения на уровне 35 млн.человек
- увеличение общей площади жилых помещений, приходящейся в среднем на одного жителя в сельской местности до 33 кв.м.
- увеличение удельного веса общей площади жилых помещений в сельских населенных пунктах, оборудованных всеми видами благоустройства до 45%.
- решение жилищной проблемы для 10% семей проживающих в сельских поселениях и нуждающихся в улучшении жилищных условиях.
- строительство или приобретение 1.62 млн.кв.м. жилья (на период с 2018-2020)гг.
Количество сельских населенных пунктов, в которых реализованы проекты комплексного обустройства площадок под застройку – 32, а по данным ФЦП устойчивого развития сельских территорий в России насчитывается 153 тысячи сельских населенных пунктов.
Цель стратегии устойчивого развития сельских территорий - при росте производства на территории, обеспечение строительства жилья и социальной инфраструктуры. Однако:
Экономический рост в аграрном секторе не влияет на сельское развитие и прежде всего, на уровень жизни на селе.
В последние годы по данным Росстата в численности малоимущего и крайне бедного населения вырос удельный вес сельских жителей.
В последние 15 лет заметно возросла миграционная подвижность сельского населения и прежде всего, миграция в города с населением более 250 тыс. жителей.
По данным ВИАПИ имени Никонова (аграрный институт) из доклада в Совете Федерации ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий» не влияет на системное улучшение жилищных условий жителей сельских территорий страны в целом.
Действующий на сегодня приоритетный проект «Ипотека и арендное жилье» целью которого является улучшение жилищных условий граждан России путем обеспечения высоких темпов ввода жилья (ввод 88млн.кв.м. в 2018 году, 100 млн.кв.м. к 2020 году) и аннулирование спроса (выдача в 2018 году 1 млн. ипотечных кредитов, в 2020 – 1.2 млн. ипотечных кредитов). Результаты проекта: это необходимость реализации программы АО «АИЖК» по вовлечению федеральных земель под жилищное строительство общей площадью более 13500 га, расположенных внутри городов с численностью населения более 250 тыс. человек. Обеспечение проекта: суммарный ввод жилья 20.4 млн.кв.м. в рамках подпрограммы и стимулирование программы развития жилищного строительства субъектов РФ. Это говорит о том, что жители населенных городов с населением менее 250 тысяч человек не вовлечены в этом приоритетном проекте, а это 38 млн. человек проживающих в сельских территории и 36.6 млн. в малых городах проживающих с численностью 100 тысяч суммарно 72 млн.человек.
Сегодня в России отсутствует адресная программа по обеспечению доступным и комфортным жильем в сельских поселениях и малых городах, что ведет к минимальным показателям ввода жилья на сельских территориях. Причины сложившейся ситуации связано с отсутствием координации деятельности строительных организаций на сельских территориях, созданием специальных условий, привлечение средств малого и среднего бизнеса в строительство доступного и комфортного жилья для граждан проживающих и работающих на сельских территориях и в малых городах России. Для этого необходимо найти и внедрить на практике механизм увеличения объема ввода доступного и комфортного жилья для жителей сельских территорий.
Один из эффективных механизмов строительства жилья является система сельскохозяйственных потребительских обслуживающих строительных кооперативов, деятельность которых основана на концепции развития строительного комплекса на сельских территориях «Россельстрой» каждого субъекта Федерации с последующим формированием региональных программ по строительству жилья. Ранее решением комитета Совета Федерации по аграрно - продовольственной политике ипродовольствию 1 марта 2016г. №4/6.1 Об утверждении рекомендации совещания «О развитии жилищного строительства на селе, в том числе деревянного домостроения, в рамках реализации Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
Рекомендовано правительству Российской Федерации рассмотреть о разработке мер, направленных на создание системы сельскохозяйственных потребительских обслуживающих кооперативов «Россельстрой», предложенной в концепции развития сельского строительства в России, в том числе деревянного домостроения. Далее концепция была одобрена на президиуме министерства общественного совета при Минстрое РФ. На основании Совета направлено обращение в правительство по рассмотрению этой концепции Федеральными министерствами и ведомствами где прошли согласование писем и подходы по формированию структуры. На основании положительного отзыва Министерств и ведомств, Минстроем РФ направлена письменная рекомендация от 21 июня 2016 года органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления учитывать положение концепции при принятии в пределах своей компетенции решения о мерах стимулирования развития сельского строительства на сельских территориях.
В целях создания системных условий привлечения средств малого и среднего бизнеса в строительство доступного и комфортного жилья для граждан, проживающих в сельских поселениях и малых городах России рекомендовано подготовить предложение по проекту развития строительства на сельских территориях на основании разработанной Общественным советом при Минстрое России и концепции развития строительного комплекса на сельских территориях посредством создания системы потребительских обслуживающих строительных кооперативов «Россельстрой»
Подготовка предложения по проекту осуществления по форме и содержанию, по подготовке предложения по приоритетному проекту (программе)…. Письмо Минстроя от 26.05.2017г. №18587нс/07 комитет по строительству на селе, развитию сельской инфраструктуры, стройиндустрии и местных стройматериалов при участии Союза сельских строителей России разработали и подготовили отраслевой проект «Мой дом, Доступное и комфортное жилье в сельских поселениях и малых городах России». Проект одобрен на заседание Президиума общественного совета при Минстрое России от 30.10.2017г. №ОС-2017/3175.
Отраслевой проект направлен на реализацию поручения президента РФ (апрель 2017г. совещание в Великом Новгороде); Правительству РФ при участии АО «АИЖК» предоставить предложение по рассмотрению вовлечения в оборот земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и в собственности субъектов Российской Федерации с целью строительства на них жилья посредством создания строительных кооперативов с использованием опыта единого института развития в жилищной сфере.
Отраслевой проект является универсальным инструментом по решению вопроса обеспечения доступным и комфортным жильем сельских поселений и малых городов России, в том числе определенных законодательно категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, а также строительство жилья по программе «Дальневосточный гектар», разработанный, с учетом практики реализации предыдущих национальных проектов.
Основой универсального инструмента является полный цикл строительства жилья; выделение земельного участка; возведение инженерных коммуникаций; строительства дома из местных строительных материалов включая использования «лесных квот» для граждан, которые обеспечиваются службой заказчика-застройщика в лице сельскохозяйственного потребительского обслуживающего строительного кооператива.
Цель проекта обеспечение доступным и комфортным жителей сельских поселений и малых городов с численностью до 100 тысяч человек. Какие же задачи решает проект: Это – строительство жилья и объектов ЖКХ, обновление жилого фонда, развитие жилищного строительства на Дальнем Востоке, развитие деревянного домостроения, изменение вектора миграционной активности с однонаправленного на разнонаправленное. Планируется, что реализация проекта «Мой дом Доступное и комфортное жилье в сельских поселениях и малых городах России» позволит обеспечить высокие темпы ввода жилья. Так, например, согласно плана проекта показатель должен вырасти с 0.3 млн.кв.м. в 2018г. до 56.6 млн.кв.м. к 2025 году. Привлечение частных инвестиций в жилищное строительство к 2025 г. 1.2 трл.рублей. Стимулирование спроса на жилье путем реализации накопительных и ипотечных программ в т.ч. выдача в 2018г. 53 тыс. ипотечных кредитов, к 2025 году 1.2 млн. ипотечных кредитов. Количество вводимого жилья на одного жителя м.кв. составит 0.79 в 2025 году. Общий объем ввода жилья за 7 лет проекта составит 141.9 млн.кв.м. План проекта предусматривает улучшение жилищных условий 1.9 млн. семей. Но доля семей улучшивших свои жилищные условия от общего числа семей 7.9%. В результате проекта увеличатся объемы строительства доступного жилья по оптимальным ценам за счет консолидации финансов малых и средних инвесторов, используя право заготовки древесины для строительства жилья местных строительных материалов и трудовых ресурсов. Стоимость 1 кв.м. для участника проекта составит 9000 руб. Решается комплексное освоение территорий сельских и городских поселений; малоэтажные многоквартирные дома или индивидуальные жилые дома, объекты ЖКХ, социальные объекты и благоустройство; развитие деревянного домостроения включая индустриального. Создание системы сельскохозяйственных потребительских обслуживающих строительных кооперативов «Россельстрой» СПОК – заказчик - застройщик нескольких малоэтажных и индивидуальных домов, объектов социальной инфраструктуры в сельских поселениях и малых городов. В отличии от СПОК ЖСК - является застройщиком многоквартирного дома на городских территориях (средние и большие города) и он объединяет только физических лиц.
Каковы же основные принципы работы СПОК.
Прежде всего, это строительство жилья по оптимальны ценам за счет: экономии на закупке и доставке материалов; исключая посредников из производственной цепочки строительства; использование лесных квот; организация гармоничной среды проживания – комплексный подход к строительству и благоустройству сельских поселений и малых городов.
ИПОЧЕЧНО – НАКОПИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА СПОК В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Средства организации и лесная квота граждан |
Целевой фонд СПОК |
Строительство жилья, объектов ЖКХ и социальной инфраструктуры |
Возможность получения древесины бесплатно или по льготной цене прописано в Лесном кодексе – это главный документ. Каждый гражданин РФ имеет право один раз в 20 или 25 лет заготовить лес на строительство дома. Разрешенный объем от 50 – 300 куб. метров, в зависимости от регионального законодательства, которые учитывают технологии строительства, специфику местных строительных материалов.
Получить это право могут те граждане, которые в этом нуждаются, т.е. улучшение жилищных условий.
Региональным законом предусматриваются льготы по ставкам. Есть регионы, где льготную норму развили до государственных решений, например в Архангельской области; Республика Башкоркостан спроектированы и построены целые поселки из «народного леса», то есть каждый регион имеет свою специфику, которую необходимо учитывать. Напрашивается вопрос – какой объем лесосечного фонда обеспечит строительство деревянного дома. Например по Иркутской области и Красноярскому краю выделяется 170 куб.м. на человека. За основу возьмем брусовый дом 70 кв.м. без внутренней отделки, сантехнических, электротехнических работ, наружных коммуникаций и благоустройство территорий;
Ставка платы в рублях за 1 плотный м.кв. сосны в 2018 году будет составлять для средней древесины при условии доставки от 100 и более км. 17 руб.46 коп. (Постановление правительства РФ от 25.05.2007г. №310 9редакция от 19.08.2017г.) «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в Федеральной собственности.
Выход деловой древесины в регионах 90% (170х90)/100:15 куб.м.
На сегодня достигнут выход обрезных пиломатериалов 85% (153х85)/100=130 м3
Рыночная стоимость пиломатериала порода сосна 6500 за 1 м3
Расчетное количество пиломатериала на 1 домокомплект площадью 70 м2 составит 36м3
Остаток пиломатериала составит 130м3-36м3=94м3
Сумма от реализации пиломатериала 94м3х6500руб.=611 000 руб.
Стоимость заготовки леса на сегодня составляет 500 руб.х170м3=85000руб
Стоимость распиловки составляет 700 рублей за 1м2, общая стоимость распиловки 153м3х700 рублей=107100 рублей
Остаток суммы для изготовления доставки и монтажа дома составит (611 000-85 000-107 100-2968)=415931
Стоимость материалов для строительства без внутренней отделки , специальных работ составит согласно расчета 213 494 рубля.
Представленный финансовый расчет показывает, что сумма взаиморасчета оплаченных»лесом» паев целевого фонда в рамках созданного СПОК (кооператив) обеспечивает до 70-80% нормативной стоимости дома.
Потенциальные участники СПОК по строительству (инвесторы) являются действительные члены СПОК инициаторы создания СПОК (некоммерческие структуры); сельхозтоваропроизводители (ЛПХ,КФХ, ИП, ООО, АО); строитель организаторы, предприятия стройиндустрии, лесозаготовительные организации, а также ассоциированные члены СПОК – это физические лица желающие улучшить свои жилищные условия; юридические лица; предприятия жилищно-коммунального хозяйства. Целевой фонд формируется из паевых взносов членов СПОК в виде денежных средств, товарных кредитов, имущества, лесная квота, льготы от государства.
Предлагаемые участники проекта:
- Министерство строительства и ЖКХ РФ
- Агентство ипотечного и жилищного кредитования
- АБК «Российский капитал»
- Субъекты Российской Федерации
- СПОК строительный (района и региона)
- Юридические лица заинтересованные в реализации проекта по комплексному развитию сельских поселений и малых городов
- Жители сельских поселений и малых городов
- Муниципальные образования сельских поселений и малых городов
При этом каждый участник схемы решает свои задачи. Минстрой России реализует свои функции по обеспечению жителей сельских поселений и малых городов.Власти регионов и муниципалитетов стимулируют привлечение заемных инвестиций, включая средства малого и среднего бизнеса в строительную отрасль муниципального образования. При этом они достигают увеличение занятости местных жителей на строительстве жилищных и иных объектах местного значения и как следствие рост заработной платы для трудящихся, оборота денежных средств для местных строительных и лесозаготовительных организаций строительной индустрии.
Введение новых объектов жилой недвижимости дает рост увеличения налоговых поступлений в местный бюджет от физических лиц по статьям «Налог на имущество» и «Земельный налог». В конечном итоге повышение уровня жизни населения
Агентство ипотечного жилищного кредитования, стимулируя привлечение частных инвестиций, включая средства малого и среднего бизнеса, на рынок строительства жилья и объектов жилищно-коммунального хозяйства (консолидацию финансов алых и средних инвесторов), заинтересовано в распространение собственных технологий на СПОК по обеспечению земельными участками создаваемых в рамках проекта жилищных кооперативов в регионах России в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008г. №161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», а также содействует расширению рынка ипотечного кредитования за счет населения сельских поселений и малых городов.
Предприятия жилищно-коммунального хозяйства получают право на приобретение объектов жилищно-коммунального хозяйства для расширения бизнеса, построенных в проектах комплексного освоения территорий по фиксированной цене себестоимости объектов; право на приобретение в собственность на льготных условиях земельных участков расположенных в черте зоны комплексного освоения территорий и предназначенных для инвесторов; гарантию окупаемости инвестиций в расширение бизнеса.
Граждане получают жилье в благоустроенном районе, располагающем всей необходимой инфраструктурой.
Проектом предусмотрено и разработано состав стандартов, которые определяют комплекс направлений в жилищном строительстве. Это: Градостроительство – наличие плана развития поселения и сельской территории; коммунальная инфраструктура; дороги; жилье – домостроение нового поколения с инновационными технологиями жизнеобеспечения; социальная инфраструктура – новые подходы к формату капитальных строений.
Финансовая модель реализации проекта определяет ключевые показатели . При нормативной себестоимости строительства 25000 руб.за 1 кв.м. жилого объекта стоимость покупки для участника проекта 9000 руб. за 1 кв.м.; а средний размер ипотечного кредита по проекту 570 000 рублей на оставшийся объем достройки жилого дома под ключ средний размер ежемесячного платежа по ипотечному кредиту по проекту к примеру ж/дом 70 кв.м. (10 лет – 8.75: годовых) 8900 руб.; ж/дом объемом 50 кв.м. ежемесячный размер платежа 6875 руб. А учитывая на сегодня тенденция идет к снижению процентной ставки до 7%, а для многодетных до 5% годовых, соответственно и снизится ежемесячный платеж.
Величина пая целевого фонда для малых и средних инвесторов предусматривается от 100 000 руб. до 1 000 000 руб (срок не более 2 года) по фиксированной ставке, не ниже ставки ОФЗ (в настоящее время данная ставка находится на уровне 8.5% годовых), которая учитывается при расчете в стоимости квадратного метра, тем самым мы мотивируем сельхозтоваропроизводителей, других юридических лиц и даем возможность приобретения объектов недвижимости (квартир в многоквартирном доме или индивидуальном жилье для своих работников по минимальной цене на рынке недвижимости и появляется перспективная возможность конвертировать кооперативный целевой пай в ипотечную ценную бумагу.
Также проектом предусматривается накопительная программа: использование накопительного счета СПОК для формирования денежных средств на первый взнос от стоимости дома путем приобретения денежных паев целевого фонда СПОК (накопительная программа).
Условия накопительной программы:
Период накопления (срок строительства) – 2 года
Ежемесячные поступления в размере не менее ежемесячного платежа по ипотеке
Ставка начисления – 6.3% годовых
Условия продукта – накопительный депозитный счет банка Российский капитал, который в рамках проекта является одним из участников».
О развитии малоэтажного и сельского строительства в Белгородской области рассказал генеральный директор ГУП «Белгородский областной фонд поддержки ИЖС» Мишенин Геннадий Николаевич.
Индивидуальное жилищное строительство в Белгородском регионе является приоритетным, отметил он. Наращивание темпов индивидуального жилищного строительства стало возможным благодаря государственной поддержке по четырём основным направлениям. Первое - предоставление земельных участков застройщикам. Каждый желающий построить свой дом имеет возможность приобрести на льготных условиях земельный участок от 15 соток до1,2 га. За период с 2007 по 2017 годы предоставлено застройщикам под индивидуальное жилищное строительство более 62 тыс. земельных участков, в т.ч. АО «Белгородская ипотечная корпорация», которое является оператором по формированию и предоставлению земельных участков под ИЖС в Белгородской области 45 тыс. и органами местного самоуправления 17 тыс. Фактически введено в эксплуатацию более 16 млн. кв. метров жилья (165 тыс. квартир), в том числе индивидуального - более 11 млн. кв. метров (91 тыс. индивидуальных домов). За 14 лет обеспеченность населения области жильём увеличилась на 37% и составляет 31 кв.м жилья на 1 человека, при среднем показателе по Российской Федерации24,9 кв. метровна человека.
Г.Н.Мишенин отметил, что финансово-кредитная поддержка осуществляется Фондом ИЖС и Кооперативом «Свой дом». Ежегодно данными организациями предоставляются займы застройщикам в сумме более 1 млрд. рублей. В текущем году ГУП «Белгородский областной фонд поддержки ИЖС» исполняется 25 лет со дня образования. За время деятельности Фондом ИЖС оказана финансовая помощь более 79 тыс. индивидуальным застройщикам на сумму 10 млрд. рублей. Заем предоставляется на строительство индивидуального жилого дома в сельской местности под 5 % годовых, в городах и поселках под 10 % годовых на срок до 15 лет.
Г. Мишенин подчеркнул, что Правительством области будет продолжена слаженная и планомерная работа по выполнению намеченных планов в целях дальнейшего повышения качества жизни и социальной стабильности Белгородской области.
По результатам работы выездного заседания Правления РСС было принято Постановление, в котором, в частности, отмечено, что Правление считает необходимым поддержать отраслевой проект «Мой дом. Доступное и комфортное жилье в сельских поселениях и малых городах России», разработанный Общественным Советом при Минстрое России.