С.А.Мытарев принял участие в заседании Общественного совета при Минстрое РФ
8 (499) 270-52-51 info@omorrss.ru

Новости

13 апреля 2018

С.А.Мытарев принял участие в заседании Общественного совета при Минстрое РФ

13 апреля 2018 года в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства России (Москва, ул. Садовая – Самотечная, д. 10/23, стр. 1) прошло очередное заседание Общественного совета при Минстрое РФ.

В работе  заседания Общественного совета при Минстрое России принял участие  С.А.Мытарев, президент Союза сельских строителей России, руководитель Комиссии по строительству на селе, развитию сельской инфраструктуры, стройиндустрии и местных стройматериалов Общественного совета при Минстрое России. Вел заседание председатель Общественного совета при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Сергей Вадимович Степашин.

С докладом об итогах работы Минстроя РФ в 2017 году и задачах на 2018 год выступил Министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Александрович Мень. В своем докладе он особо отметил разработанные ведомством механизмы защиты прав дольщиков и те меры, которые применяются для достройки проблемных объектов. Среди успехов ведомства Министр выделил большие объемы ввода жилья, которые были достигнуты за счет различных программ Минстроя России, а также сокращения административных барьеров в строительстве и других. По его словам, удалось удержать от существенного падения жилищное строительство, тем более, что в 2017 году сдавались дома, заложенные в кризисном 2015 году. При этом сдача многоэтажного жилья увеличилась на 12%. Главный источник денег для строительства – средства дольщиков, в том числе, в рамках ипотечных кредитов. Сейчас 80% всего жилья строится на долевых условиях, а через ипотеку в стройку в 2017 году пришло 2 трлн руб.

2017 год стал годом серьезных решений в области долевого строительства жилья. Заканчивается достройка всех проблемных объектов СУ-155, в этом году будут сданы последние дома. В целом же по стране из выявленных в ходе составления перечня проблемных объектов достроено 140 многоквартирных домов, но осталось еще 360. В ходе обследований, проводимых общественными активистами, выявляются недостроенные дома, которые не вошли в действующий перечень. Задача Минстроя России  и региональных властей – учесть все объекты и всех обманутых дольщиков и постараться решить их проблемы.

Министр сообщил, что в соответствии с утвержденным правительством планом ведется работа по совершенствованию порядка обоснования инвестиций. Законопроект о введении аудита обоснования инвестиционных проектов с государственным участием будет направлен в Госдуму в ближайшее время. Новая система будет предусматривать проведение оценки эффективности решений с учетом всех этапов жизненного цикла объекта.

Предлагаемые законопроектом изменения позволят оптимизировать затраты на реализацию крупных инвестиционных проектов, финансируемых за счет бюджетных средств, без снижения качества и безопасности строительства. «Сейчас мы начинаем понимать, что лучше построить дороже, но качественнее, что с учетом всего жизненного цикла объекта обойдется дешевле. Поэтому переход на такой расчет стоимости объекта - одна из важнейших задач, которая стоит перед министерством и правительством. Основополагающий законопроект уже подготовлен, прошел согласования и одобрен правительством», - сообщил М.А. Мень.

Он также напомнил о значимости проводимой в стране реформы ценообразования в строительстве. Совершенствование системы, по мнению Министра, - основа для сокращения расходов и повышения качества планирования государственных инвестиций. В сентябре 2017 года была введена в эксплуатацию Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве, оператором которой выступает Главгосэкспертиза России. В настоящее время продолжается ее наполнение. Министр пояснил: «С будущего года мы начнем формировать государственные инвестиции, отталкиваясь от реальной стоимости строительных ресурсов. ФГИС ЦС дает нам возможность перейти от устаревшего индексно-базисного к ресурсному методу определения стоимости».

В  завершении своего доклада М.А. Мень сказал: «Мы провели в 2017 году большую работу, в которой есть большая заслуга Общественного совета. Только советуясь с профессиональным сообществом, общественностью, ведомство может принимать верные решения. Мы благодарны членам совета за их труд».

Главной темой доклада С.В. Степашина стало жилищное строительство. Он отметил, что с учетом показателей, обозначенных в послании Президента России Федеральному Собранию РФ, Общественным советом совместно с Минстроем России будет дополнительно проработан план деятельности совета на 2018 год. Первоочередным вопросом для сферы, по его словам, должно стать обеспечение жильем очередников и малообеспеченных групп населения социальным жильем. Дополнительно он подчеркнул необходимость увеличения объемов строительства в сегменте стандартного жилья: «Следует повышать конкуренцию на рынке застройщиков жилья, чтобы цена была доступной для приобретения или долгосрочного найма для семей с невысокими доходами. Предлагаю министерству максимально включить ресурсы Общественного совета в решение этих вопросов», - отметил он. В том числе, озвученные направления, по мнению С.В. Степашина, должны быть отражены в Стратегии жилищного развития до 2025 года, разработанной Минстроем России.

На максимальном контроле для Минстроя России и Общественного совета должна оставаться тема твердых коммунальных отходов и вопрос безопасности эксплуатирующийся зданий. Он отметил: «Нужно усилить систему ответственности за техническое состояние построенных объектов капитального строительства. Это можно организовать как на базе системы саморегулирования в строительстве и проектировании, так и путем развития страхования такой ответственности».

Подводя итоги работы Совета за 2017 год С.В. Степашин сообщил, что за прошедший год комиссиями Общественного совета проведено 43 заседания, принято 294 протокольных решения, из которых выполнено 94%, по остальным срок исполнения предусмотрен в 2018 году. Президиумом Общественного совета было проведено 7 заседаний, в том числе выездных – в г. Белгороде, г. Калининграде, г. Екатеринбурге.

На сегодняшний день действуют 12 комиссий Общественного совета. Численность совета составляет 57 человек.

Высокую эффективность и масштаб проводимой работы Общественного совета при Минстрое России за 2017 год отметил секретарь Общественной палаты РФ Владислав Юрьевич Гриб. По его словам, Общественный совет при Минстрое России может являться примером качественной и результативной работы для советов других ФОИВ.

Также он предложил на площадке Общественной палаты РФ с участием Общественного совета при Минстрое России, советов профильных министерств и общественных советов субъектов РФ прорабатывать актуальные вопросы по жилищному строительству и в сфере ЖКХ, подчеркнув, что результат совместной повысит качество принимаемых в сфере решений.

Об исполнении плана Минстроя России по противодействию коррупции участникам заседания доложил директор административно-кадрового департамента Минстроя России Аким Александрович Мартынов.

С докладами о стратегии развития жилищной сферы Российской Федерации на период до 2025 года выступили заместитель министра строительства и ЖКХ России Никита Евгеньевич Стасишин и генеральный директор АО «ДОМ.РФ» Александр Альбертович Плутник.

Как сообщил А.А. Плутник: «Сегодня на рынке жилья важно обеспечить баланс спроса и предложения, чтобы не допустить перегрева сектора и сохранить качественный рост».

В стратегии развития жилищной сферы предусмотрены различные механизмы развития рынка жилья и ипотеки. В их число входят меры, направленные на сохранение качественного роста рынка ипотеки. Сегодня ставки по ипотеке активно снижаются, объемы выдачи растут. Для сохранения качественного роста Банк России ограничил выдачу ипотечных кредитов с низким и нулевым первоначальным взносом.

«В России выдерживаются параметры качества ипотечного рынка, поэтому сегодня уровень просрочки по ипотечным кредитам находится на низком уровне (2,15%)», - отметил А.А. Плутник.

Снижение ставок по ипотеке позволяет людям выбирать более качественное жилье в комфортной городской среде. Но помимо людей, активно пользующихся ипотечным кредитованием, в России есть социальные категории граждан, которые нуждаются в жилье.

«Минстрой России и «ДОМ.РФ» начали проводить инвентаризацию очереди на жилье, чтобы разобраться, какое число граждан действительно сегодня нуждается в улучшении жилищных условий. Нужно предусмотреть социальную поддержку тех семей, которые сейчас стоят в очереди на жилье», - сообщил А.А. Плутник.

Результаты проверки очереди на жилье позволят доработать меры поддержки нуждающихся в жилье граждан. В частности, стратегией развития жилищной сферы предусмотрено создание института некоммерческого арендного жилья. Сегодня такой институт практически отсутствует на современном рынке аренды. Еще одним механизмом поддержки нуждающихся в жилье граждан, являются жилищно-строительные кооперативы (ЖСК). «ДОМ.РФ», выступая агентом Российской Федерации, предоставляет федеральные земельные участки под строительство ЖСК. За счет этого члены ЖСК могут купить жилье, на 30-40% дешевле рыночных цен

Заместитель председателя Общественного совета Светлана Викторовна Разворотнева и руководитель межрегиональной комиссии НП «ЖКХ Контроль» Андрей Петрович Пинчугов рассказали о результатах проведенного сетью общественного контроля в сфере ЖКХ мониторинга в сфере этой деятельности Минстроя России, в том числе при реализации реформы обращения с твердыми коммунальными отходами и при работе по выявлению и возврату общедомового имущества собственникам многоквартирных домов.

Генеральный директор Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Константин Георгиевич Цицин информировал участников заседания об итогах работы в 2017 году возглавляемой им госкорпорации.

По его мнению, модернизация ветхого и аварийного жилого фонда в России, образовавшегося после начале 2012 года, возможна только на условиях частно-государственного партнёрства.

Программа расселения аварийного жилья в России, признанного таковым до 2012 года, завершилась 1 сентября 2017 года. После завершения программы ее было решено продолжить. Сейчас объём жилья, признанного аварийным после 1 января 2012 года, оценивается в 12 млн кв.м.

Как напомнил К.Г. Цицин, законопроект о том, как дальше поступать с аварийным жильём в России, подготовлен, но при этом требует «широкого общественного обсуждения»: «Законопроект о капремонте мы обсуждали три года, а тут, я думаю, более серьёзный случай».

Он также добавил, что по подсчётам экспертов Фонда, если до 2023 года в модернизацию жилого фонда в России вкладывать по 7 млрд руб. в год, это позволило бы реализовать 400 проектов в 2,5 тысячах муниципалитетах.

Об итогах работы ФАУ «Главгосэкспертиза России» в 2017 году и задачах на 2018 год рассказал начальник Главгосэкспертизы Игорь Евгеньевич Манылов.

В частности, он отметил, что, хотя традиционно ключевым достижением работы государственной экспертизы принято считать экономию бюджетных средств, которая, например, в 2017 году в результате работы экспертов Главгосэкспертизы России превысила 142 млрд руб., а в среднем за год на каждого эксперта Главгосэкспертизы приходится 530 млн руб. сэкономленных бюджетных средств, оптимальной должна считаться другая ситуация. «Планирование инвестиций должно быть качественно проведено на начальном этапе, а не во время проверки достоверности определения сметной стоимости, когда допущенные при проектировании ошибки зачастую приводят, по существу, к заморозке выделенных бюджетных средств. При этом расходование и экономия средств должны быть основаны на рациональном подходе и учитывать достижение тех целей, на которые эти деньги были изначально запланированы: дома, стадионы, заводы должны быть построены, причем максимально надежно», - подчеркнул И.Е. Манылов.

Обеспечение надежности и безопасности по-прежнему является одной из важнейших задач как Главгосэкспертизы, так и всего института строительной экспертизы,  поэтому в учреждении на постоянной основе проводятся мониторинг и анализ аварийно-опасных решений, выявленных в рассмотренной проектной документации. Так, в 2017 году эксперты Главгосэкспертизы России выявили и предотвратили принятие технических решений, которые могли привести к возникновению техногенных аварий и катастроф, по 883 объектам (24 % от общего количества рассмотренных объектов).

«По нашему мнению, одна из главных задач – необходимо использовать систему строительной экспертизы для мониторинга аварийно-опасных решений. У себя мы ввели соответствующую практику. Наши специалисты также рассчитали возможную стоимость этих рисков и сформировали резервный фонд по возмещению ущерба, причиненного заказчику услуг и/или третьим лицам в случае, если не замеченные экспертом ошибки в проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы, приведут к аварии. Мы вышли на эти цифры с большим трудом и корректируем их каждый год», - сообщил И.Е. Манылов. В 2017 году размер резервного фонда Главгосэкспертизы России составил 3 310 млн руб.

О влиянии социального партнерства на ход преобразований в сфере ЖКХ рассказал председатель Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения, член Президиума Совета Федерации независимых профсоюзов России Александр Дмитриевич Василевский.

Фотографии

Короткая ссылка на новость: https://www.omorrss.ru/~KsEXw