Вопросы несовершенства нормативной базы в области светопрозрачных конструкций рассмотрели на круглом столе РСС
8 (499) 270-52-51 info@omorrss.ru

Новости

13 февраля 2024

Вопросы несовершенства нормативной базы в области светопрозрачных конструкций рассмотрели на круглом столе РСС



13 февраля в рамках деловой программы «Сибирской строительной недели» состоялся круглый стол на тему «Несовершенство нормативной базы в области светопрозрачных конструкций, как источник потребительского экстремизма в долевом строительстве» под председательством Первого вице-президента РСС Владимира Дедюхина.

Актуальность круглого стола обусловлена тем, что многие российские застройщики сталкиваются сегодня с валом судебных исков по качеству строительства жилья, покупатели квартир жалуются на недоделки в новостройках. Многие из таких исков сами девелоперы при этом считают необоснованными и называет потребительским экстремизмом. Эксперты подробно обсудили вопросы повестки круглого стола, а также рассмотрели основные тренды на рынке и ситуацию в строительной отрасли в целом.

Спикерами выступили Первый вице-президент Российского Союза строителей Владимир Дедюхин, директор департамента маркетинга и стратегического продукт-менеджмента компании ЗАО «профайн РУС» Александр Мареев, руководитель отдела строительного консалтинга ЗАО «профайн РУС» Александр Артюшин, Директор НИУПЦ «Межрегиональный институт оконных и фасадных конструкций» Александра Куренкова, а также ведущий юрист Ассоциации строительных организаций Новосибирской области Мария Митяшина.

Тема потребительского экстремизма в контексте окон и профильных изделий рассматривается с особым вниманием, поскольку окна являются отражением архитектуры городов, сказал Александр Мареев.

«Сегодня окна стали одним из самых уязвимых элементов здания. По статистике, большинство претензий, включая необоснованные, направлены именно на оконные блоки. Именно этим вопросом занимается компания ЗАО «профайн РУС». Компания является разработчиком первого оконного ГОСТа, вся продукция – экологически чистая, сертифицирована по стандарту «Листок Жизни». Являясь членом ТК 465 «Строительство», ТК 41 «Стекло», а также членом Российского Союза строителей, специалисты ЗАО «профайн РУС» активно работают над множеством нормативных документов, касающихся отрасли. Отдел строительного консалтинга выполняет множество функций, включая проведение экспертиз и работу по реабилитации застройщиков. Зачастую сотрудники компании, с сертификатом официальных экспертов, принимают участие в экспертизе проектов, помогая оспаривать несправедливые требования, предъявляемые псевдо-юристами. Кроме того, генеральный директор ЗАО «профайн РУС» Елена Владимировна Ермакова является председателем Комитета РСС по Архитектурному облику зданий и сооружений», — отметил Александр Мареев.

Владимир Анатольевич представил данные о результатах работы строительной отрасли за прошлый год, отдельно остановившись на анализе сферы индивидуального жилищного строительства (ИЖС). Он осветил основные проблемы, касающиеся малоэтажного строительства, включая вопросы финансирования. Говоря об импортозамещении, Владимир Дедюхин подчеркнул, что на данный момент отрасль импортонезависима на 95%, но при этом оставшиеся 5% касаются такого серьезного сегмента, как оборудование для заводов и механизмов.

Он отметил, что система защиты прав потребителей должна быть усовершенствована, чтобы предотвратить злоупотребления со стороны недобросовестных покупателей и юридических лиц.

«В настоящее время уже приняты меры, направленные на обязательное досудебное рассмотрение замечаний со стороны покупателей, что ранее не было распространено. Однако необходимо дальнейшее развитие этого направления и совершенствование законодательства, защищающего интересы покупателей. Важно, чтобы судебные органы полностью осознавали масштаб проблемы с недобросовестными покупателями и принимали соответствующие меры. Эта тема сложная, но уже сделаны первые шаги к ее решению, и только совместными усилиями мы сможем добиться успеха», — сказал Первый вице-президент РСС.

Проблема взыскания неустойки со стороны профессиональных юристов, по словам Александра Артюшина, является острой для 84% застройщиков. При этом более 70% претензий касается оконных и балконных конструкций. Основная жалоба покупателей связана с ненадлежащим качеством продукции, а основу претензий составляет сравнение товара с требованиями стандарта.

Как отметил докладчик, причины потребительского экстремизма лежат в недостаточной разработке нормативной документации, наличии противоречий и избыточных требований, предложенных лоббистами. Он подчеркнул, что компаниям необходимо повышать квалификацию своих сотрудников, а также активно участвовать в обсуждении и разработке нормативных документов. Проектные решения и технические задания на поставку продукции должны быть четко сформулированы и однозначно понятны для всех участников процесса: от проектировщика до конечного потребителя.

Необходимо иметь квалифицированных специалистов в области контроля качества продукции, а также в службах обработки претензий и рекламаций. При этом претензии и рекламации должны рассматриваться объективно, с учетом требований проектной и нормативной документации.

Мария Митяшина, с правовой стороны, огласила статистику Российского союза строителей по судебным разбирательствам относительно оконных конструкций и отметила, что обновления в законодательстве ставят некоторый заслон для строительных компаний, но суд все равно стает на сторону более слабой стороны – на сторону потребителя: «Из-за этого и родилось такое явление, как потребительский экстремизм».

Александра Куренкова представила на круглом столе доклад на тему «Несовершенство нормативной базы как источник потребительного экстремизма». Она дала подробное определение термину «потребительский экстремизм». 

«В законодательстве России такого термина, как потребительский экстремизм, не существует. Он носит литературное, а не правовое значение. Но по сути, если применить ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и связать со ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, можно дать определение потребительского экстремизма:

– действия потребителей, совершаемые с целью нанести ущерб предпринимателя, а также злоупотребление своими правами в иных формах;

– злоупотребление потребителями своей исключительной ролью на рынке товаров услуг;

– злонамеренное поведение потребителей;

– преднамеренные, противозаконные действия потребителей, посредством лжи или злоупотребления особым местом потребителя, с целью обратить в себе выгоду имущества предпринимателя.

Законодательство в России устроено с позиции добросовестности потребителей, и этим с успехом пользуются экстремисты. И чем больше прав дает закон, тем больше потенциала для манипулирования со стороны недобросовестных граждан. Отличие от гражданина, отстаивающего свои права, и экстремистам определяется целями. Экстремисты стараются обогатиться на ошибках предпринимателя, это становится инструментом их заработка. Потребителей-экстремистов можно разделить на две категории: потребители, преследующие материальные цели, и потребители, преследующий другие цели, например, получить моральное удовлетворение за счёт предпринимателя, самоутвердиться», — рассказала спикер.

Для минимизации потребительского экстремизма в нормативе должны быть зафиксированы чёткие термины и определения, исключающие двоякость толкования, точные критерии соответствия качества изделий на всех этапах жизненного цикла, требования к обслуживанию с введением гарантийного талона отправил ТО. Кроме того, необходимо указать разность в требованиях к изделию и конструкции.

Также Александра Юрьевна рассказала о тенденциях рынка ПВХ профилей, одной из которых является активное предложение использования на рынке АБС пластика для замены стандартных материалов, использующихся в качестве модификаторов ударной прочности.

«На рынке появляются новые материалы под разными предлогами, в том числе и под эгидой импортозамещения, но результат может быть плачевным, так как кроме рекламы никаких подтверждающих документов функционирования материала в изделии, как правило, не представляется. Обратной стороной может быть разрушение конструкции на объекте, и ответственным будет не продавец этого материала, а компания, которая решила его использовать у себя на производстве», — предостерегла А.Ю. Куренкова.


Трансляция круглого стола «Несовершенство нормативной базы в области светопрозрачных конструкций, как источник потребительского экстремизма в долевом строительстве»



Короткая ссылка на новость: https://omorrss.ru/~HADoT