4 октября в Екатеринбурге в рамках ежегодного Международного строительного Форума «100+ TechnoBuld» состоялась сессия «Практика реализации государственных программ в регионах», в ходе которой обсуждались вопросы перехода на ресурсно-индексный метод системы ценообразования (РИМ) в субъектах РФ, реализации программы капитального ремонта и строительства школ, совершенствование законодательства в области комплексного развития территорий.
В мероприятии приняли участие заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ С.Г. Музыченко, Президент НОСТРОЙ А.Н. Глушков, вице-президент РСС, координатор НОСТРОЙ и НОПРИЗ по СФО М.В. Федорченко, заместитель губернатора Новосибирской области Р.А. Теленчинов, Министр строительства и развития инфраструктуры Свердловской области М.М. Волков, главы региональных министерств строительства УФО и СФО.
С.Г. Музыченко рассказал о том, что в настоящее время только 49 субъектов РФ перешли на РИМ, в связи с этим принято решение о переносе срока завершения переходного периода на I квартал 2024 года. Участники заседания отметили низкое наполнение ФГИС ЦС во многих регионах. При этом вопрос об установлении ответственности производителей за непредставление информации о ценах строительных ресурсов во ФГИС ЦС пока не рассматривается.
М.М. Волков обратил внимание на то, что существующие требования СанПиН в отношении общеобразовательных учреждений возможны к исполнению при строительстве на новых территориях, однако их применение к уже существующим школам на застроенных территориях, требует реконструкции таких школ с существенным уменьшением количества мест, что может вызвать конфликтные ситуации с местными жителями. А.Н. Глушков в связи с этим сообщил, что в настоящее время по поручению председателя Правительства РФ создана межведомственная рабочая группа по рассмотрению действующих санитарных требований и норм пожарной безопасности, в том числе по изменению порядка утверждения указанных норм. В настоящее время такие нормы устанавливаются ведомственными актами и вступают в силу без установления переходного периода, что создает существенные трудности при строительстве, реконструкции и эксплуатации таких объектов.
А.Н. Глушков отметил также значительный эффект, достигнутый постановлением Правительства РФ от 09.08.2021 № 1315, позволяющий компенсировать дополнительные расходы строительных организаций при существенном удорожании строительных материалов. Однако указанный механизм не распространяется на новое строительство. Вместе с тем анализ текущей ситуация на рынке строительных материалов показывает необходимость его продления.
М.В. Федорченко рассказал о региональной практике подготовки и реализации проектов КРТ в субъектах РФ, отметив успешную работу Свердловской, Тюменской, Челябинской областей. Проинформировал также, что 7 сентября 2023 года в Новосибирске прошла научно-практическая конференции на тему «Использование механизмов КРТ для развития наукоградов, малых и сельских поселений», на которой говорилось о проблемах правового регулирования механизма КРТ и необходимости его доработки. Проект федерального закона, который в настоящее время готовится к внесению в Государственную Думу, содержит много предложений строительного сообщества, среди которых:
1) уравнивание правового положения лиц, с которыми заключаются договоры о КРТ и региональных операторов;
2) установление возможности осуществления комплексного развития территории в соответствии с ранее принятой документацией по планировке территории;
3) синхронизация проектов КРТ и программ комплексного развития систем коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры;
4) распространение на проекты КРТ порядка переустройства и выноса сетей, предусмотренный статьей 52.2 Градостроительного кодекса РФ для капитального ремонта МКД;
5) введение требования о включении в ГИСОГД информации о КРТ;
6) исключение возможности выхода МКД из решения о КРТ после принятия решения о проведении торгов.
Вместе с тем, работа по совершенствованию законодательства должна быть продолжена. Так, по-прежнему нерешенным остается вопрос о включении территорий, занятых ИЖС, в границы КРТ. При этом необходимо ввести процедуру учета мнения собственников частных жилых домов. Это будет стимулировать граждан активно участвовать в развитии города, голосовать за включение своего дома в границы территории КРТ.
Дополнительного регулирования требует такой вид КРТ, как КРТ по инициативе правообладателей. Например, необходимо решить вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка, предоставленного в аренду публичным образованием, а также об участии в договоре о КРТ более одного органа публичной власти.
Докладчик отметил также, что договоры о КРТ обладают высокими рисками, связанными в том числе, с запретом на уступку права аренды земельного участка и передачу прав и обязанностей по договору. В связи с этим банки, предоставляющие проектное финансирование, лишаются стандартного обеспечения при кредитовании проекта жилищного строительства и требуют от застройщиков, реализующих проекты КРТ, дополнительного обеспечения, что приводит к увеличению нагрузки на проект и снижает его инвестиционную привлекательность.
Кроме того, существенным риском является действующая норма о праве органов публичной власти в одностороннем порядке расторгать договор о КРТ. Предложил внести изменения в законодательство, устанавливающие исключительно судебный порядок расторжения договора о КРТ.
Предложения М.В. Федорченко были поддержаны заместителем губернатора Новосибирской области Р.А. Теленчиновым, который рассказал о практике реализации проектов КРТ в Новосибирской области, и другими участниками сессии.
Презентация выступления М.В.Федорченко
Ссылка на видео https://www.youtube.com/watch?v=o14AiC01isg