12 октября Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера провел круглый стол на тему «Архитектурный облик городов: проблемы и пути их решения».
В круглом столе приняли участие первый заместитель председателя Комитета В.Ф. Городецкий, заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ С.Г. Музыченко, вице-президент РСС, координатор НОПРИЗ и НОСТРОЙ по СФО М.В. Федорченко, вице-президент НОПРИЗ А.Р. Воронцов, главный архитектор Санкт-Петербурга П.С. Соколов, главный архитектор Тамбовской области А.А. Филатов, главный архитектор Новосибирской области А.Ю. Ложкин, заместитель Президента Российской Академии архитектуры и строительных наук П.А. Жбанов. По ВКС в круглом столе участвовали представители 67 субъектов Российской Федерации.
Открывая мероприятие В.Ф. Городецкий отметил необходимость сохранения архитектурного облика исторически сложившейся застройки в условиях интенсивного развития городов, а также законодательного регулирования архитектурной деятельности, места и роли архитекторов в формировании облика городов. «Перед строительной отраслью сегодня стоит задача по увеличению объема жилищного строительства. Однако новое строительство, в том числе жилищного фонда, не должно приводить к созданию однообразной и безликой массовой застройки, утрате исторических архитектурных особенностей городов, памятников архитектуры», — подчеркнул сенатор.
В этой связи введение процедуры согласования архитектурно-градостроительного облика объектов капитального строительства (АГО) является актуальным и поддерживается как региональными органами власти, так и строительным сообществом. Вместе с тем, существует целый ряд проблем, требующих дополнительного регулирования. При подготовке к круглому столу Комитет провел опрос субъектов Российской Федерации о проблемах, возникающих в ходе применения постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2023 № 857, которое утвердило требования к АГО и установило процедуру согласования АГО. Наиболее актуальными проблемами были названы нехватка квалифицированных кадров в области архитектуры и отсутствие правового статуса главного архитектора субъекта Российской Федерации и муниципального образования. Сенатор выразил мнение, что решению кадрового вопроса будет способствовать увеличение целевого набора студентов на соответствующие специальности для последующей работы в органах исполнительной власти субъектов РФ, муниципальных образований и в подведомственных учреждениях. Что касается установление правового статуса главных архитекторов, то их права и обязанности планируется определить в проекте новой редакции закона «Об архитектурной деятельности в РФ», который разработан НОПРИЗ.
С.Г. Музыченко в ходе своего выступления рассказал о том, что в настоящее время регионы активно разрабатывают необходимую градостроительную документацию, административные регламенты и другие документы, необходимые для реализации постановления Правительства РФ № 857. Минстрой России будет осуществлять мониторинг правоприменительной практики и оперативно реагировать на возникающие проблемы путем внесения необходимых поправок в действующее законодательство. Докладчик поддержал позицию НОПРИЗ о необходимости введения норм, устанавливающих, что разработка рабочей документации должна осуществляться исключительно лицом, подготовившим проектную документацию.
Главный архитектор Санкт-Петербурга П.С. Соколов отметил необходимость внесения изменений в Градостроительный кодекс РФ, устанавливающих, что АГО объекта капитального строительства должен проверяться не только на стадии получения разрешения на строительство, но и при вводе объекта в эксплуатацию. Также необходимо контролировать АГО и на стадии эксплуатации объекта, не допуская его искажения.
Главный архитектор Новосибирской области А.Ю. Ложкин поделился опытом выделения в ПЗЗ города Новосибирска территорий, в границах которых устанавливаются требования к АГО. Рассказал, что уже больше 20 проектов прошли процедуру согласования АГО. В ходе этой работы были выявлены такие проблемные вопросы, как отсутствие в разделах проектной документации требований к цветовым решениям объектов капитального строительства, к размещению технического и инженерного оборудования на фасадах и кровлях, а также к подсветке фасадов. В связи с этим требуется внесение соответствующих изменений в постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требований к их содержанию». Кроме того, спикер предложил перенести прохождение процедуры согласование АГО на более раннюю стадию разработки проекта.
М.В. Федорченко в ходе своего доклада обозначил проблемные вопросы действующего законодательства, которые могут привести к трудностям для застройщиков при прохождении процедуры АГО. Так, постановлением Правительства РФ от 29.05.2023 № 857 не установлены переходные положения в отношении ГПЗУ, выданных до внесения в ПЗЗ соответствующих требований по АГО. В этом случае после 1 сентября 2023 года существует риск отказа в выдаче разрешения на строительство без согласования процедуры АГО. В связи с этим требуется внесение изменений в действующее законодательство, устанавливающих, что для ГПЗУ, выданных до 1 сентября 2023 года согласование АГО производится на основании требований, установленных в этих ГПЗУ.
Кроме того, анализируя установленные требования к АГО М.В. Федорченко отметил излишнюю категоричность формулировок, в связи с чем любые, даже незначительные отклонения от них, могут стать основанием для вынужденного приведения облика объекта к требованиям градостроительного регламента, что создаст дополнительные административные и финансовые затраты для застройщиков. В настоящее время активно развивается индустрия строительных материалов, принимаются новые своды правил, регламентирующих устройство навесных фасадных систем, планируется утверждение ГОСТов на различные виды облицовки, практически ежегодно меняется их ассортимент. Вместе с тем изменение требований к АГО возможно только путем внесения изменений в градостроительный регламент, что обычно занимает длительное время. В связи с этим требуется введение возможности отклонения от требований к АГО, установленных в градостроительном регламенте.
Еще одной проблемой может стать необоснованный отказ в согласовании АГО. Специальных процедур для обжалования отказа не предусмотрено, отсутствует возможность коллегиального рассмотрения причин отказа. При этом процедуры судебного обжалования в большинстве случаев являются длительными и затратными, что может к невозможности дальнейшей реализации проекта. Решением данной проблемы может стать введение исчерпывающего перечня оснований для отказа от согласования АГО с указанием конкретных критериев, а также установление коллегиального рассмотрения оснований для обжалования.
В завершении мероприятия М.Ф. Городецкий объявил, что все предложения спикеров будет учтены в итоговой резолюции круглого стола.