В заседании под руководством председателя Комитета Сергея Пахомова приняли участие первый заместитель председателя Комитета Александр Аксененко, Первый заместитель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Владимир Городецкий, губернатор Новосибирской области Андрей Травников, министр строительства Новосибирской области Алексей Колмаков, первый заместитель министра строительства Новосибирской области Дмитрий Тимонов, заместитель мэра – начальник Департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска Алексей Кондратьев, начальник управления архитектурно-строительной инспекции мэрии города Новосибирска Евгений Улитко, Президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров, Вице-президент Российского Союза строителей, координатор НОСТРОЙ по СФО, руководитель Совета Максим Федорченко и другие представители региональных органов государственной власти, общественных организаций и бизнес-сообщества.
Министр строительства Новосибирской области Алексей Колмаков доложил о работе новосибирских строителей по восстановлению 18 жилых домов в Мариуполе. Уже в апреле будут введены в эксплуатацию 5 жилых домов, остальные дома будут сданы в июне-июле 2023 года. На стройке задействовано 80 специалистов из Новосибирской области. Основные проблемы, с которыми сталкиваются строители при восстановлении жилых кварталов – это изношенность инженерных сетей, практическое полное разрушение центральных систем отопления (котельных), а также отсутствие нормативно-технической базы, необходимой для осуществления строительных работ в данном регионе. Новосибирская область планируют увеличить число строителей, задействованных на восстановительных работах.
Переходя к текущим вопросам жилищного строительства в Сибирском федеральном округе, первый заместитель министра строительства Новосибирской области Дмитрий Тимонов передал в Комитет Государственной Думы предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования вопросов, связанных с повышением эффективности бюджетного процесса, в том числе по использованию средств «инфраструктурного меню», отметив необходимость ускорения освоения выделенных государственных средств. Одним из таких предложений является установление возможности использования инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК) на оплату технологического присоединения к инженерным сетям.
Начальник управления архитектурно-строительной инспекции мэрии города Новосибирска Евгений Улитко подробно остановился на проблемных вопросах, возникающих при строительстве в г. Новосибирске. Среди таких вопросов:
- необходимость правового регулирования строительства апартаментов;
-затягивание сроков установления зон приаэродромных территорий аэропорта Толмачево;
-отсутствие нормативных документов, устанавливающих очередность строительства жилых и социальных объектов;
-необходимость установления в Новосибирской области возможности переноса сроков работ по благоустройству территорий в связи с длительным зимним периодом;
-отсутствие необходимой информации в техническом плане, необходимой при сдаче объекта и его дальнейшей эксплуатации;
-отсутствие нормативных документов по проведению осмотра построенного объекта, в случае, когда не требуется проведения государственного строительного надзора;
-отсутствие в нормативных правовых актах четкого термина «вспомогательные объекты», а также нормативного регулирования строительства пристроенных помещений.
Комментируя выступление, Сергей Пахомов отметил, что позиция Комитета Государственной думы в части регулирования строительства апартаментов сводится к тому, что апартаменты не должны признаваться жилыми помещениями, на них не должны распространяться нормы и требования, предусмотренные для жилищного фонда, но при этом должна быть установлена возможность временной регистрации граждан в таких нежилых помещениях. Что касается нормативов по установлению сроков и очередности обеспечения жилых комплексов социальными объектами, то Председатель Комитета просил региональные органы власти и строительное сообщество разработать и предложить оптимальный механизм, приемлемый как для граждан, так и для застройщиков и местных органов. При этом согласился с необходимостью существенного пересмотра нормативов при строительстве социальных объектов.
Сергей Пахомов также отметил, что большинство поставленных вопросов сводится проблемам проектирования. В настоящее время наблюдается низкий уровень проектных работ, действующее законодательство не стимулирует деятельность архитекторов и проектировщиков. Отметил, что в 2023 году Комитет при тесном взаимодействии с НОПРИЗ будет вплотную заниматься указанными вопросами, в том числе законом «Об архитектурной деятельности».
Участники заседания поддержали принятие закона, устанавливающего возможность применения процедуры согласования архитектурно-строительного облика объекта капитального строительства (АГО) во всех субъектах Российской Федерации. В ходе дискуссии губернатор Новосибирской области Андрей Травников отметил имеющуюся проблему недостроя объектов ИЖС, которые портят внешний облик населенных пунктов. Предложил рассмотреть возможность установления процедуры изъятия таких объектов по аналогии с изъятием неиспользуемых земель сельхозназначения.
Заместитель мэра г. Новосибирска Алексей Кондратьев рассказал о ходе реализации программ по расселению аварийного жилья. В настоящее время на территории Новосибирска располагаются 463 аварийных дома, из них 72 дома финансируются из средств, предусмотренных Национальным проектом «Жилье и городская среда», 15 домов расселяются в рамках ранее действующих договоров РЗТ, в отношении 47 домов заключены договоры о КРТ. Остальные 329 домов пока не обеспечены источниками финансирования, но большинство из них будут расселяться в рамках реализации проектов КРТ. Пока для проектов КРТ подготовлены 12 территорий площадью 158 га, с градостроительным потенциалом 2,5 млн кв. м. жилья. В течение I полугодия 2023 года все эти проекты будут выведены на аукцион.
Комментируя выступление, Сергей Пахомов отметил, что расселение аварийного жилья в рамках реализации проектов КРТ невозможно без участия бизнеса, необходимо сделать этот механизм максимально выгодным для частных инвесторов. Вместе с тем, в связи с тем, что объем аварийного жилья постепенно нарастает, необходимо постепенно и последовательно переходить к альтернативным формам расселения из аварийного жилищного фонда, например, к применению механизма некоммерческого найма.
Тему реализации проектов КРТ продолжил вице-президент Российского Союза строителей, координатор НОСТРОЙ по СФО, руководитель Совета АСОНО Максим Федорченко. В своем выступлении он подчеркнул, что Стратегией развития строительной отрасли до 2030 года и на плановый период до 2035 года установлен приоритет комплексного развития территорий при осуществлении жилищного строительства. При этом к 2024 году должно быть принято не менее 500, а к 2030 году не менее 1000 решений о КРТ. В настоящее время по данным Минстроя России уже принято 278 решений о КРТ, но получено разрешений на строительство только в отношении 70 проектов КРТ с градостроительным потенциалом 1,5 млн кв. м. жилья. Чтобы нарастить объемы жилищного строительства в рамках КРТ необходимо обеспечить эффективное правовое регулирование. Докладчик поддержал законопроект, разработанный Минстроем России, который содержит большое количество предложений строительного сообщества. Выразил надежду на его скорейшее принятие. Однако целый ряд принципиальных вопросов, от которых напрямую зависит инвестиционная активность в сфере КРТ и наращивание объемов строительства, остается нерешенными. Основными такими вопросами являются изъятие объектов ИЖС и повышение эффективности государственной поддержки проектов КРТ.
По вопросам ИЖС озвучил три основных предложения строительного сообщества, выработанных на различных площадках, в том числе в Комитете РСС по улучшению инвестиционного климата и КРТ:
- установление возможности реализации проектов КРТ жилой застройки на территориях, полностью занятых объектами ИЖС, жилыми домами блокированной застройки и садовыми домами;
- установление на федеральном уровне критериев, характеризующих высокий уровень износа объектов ИЖС, соответствие которым позволяет включать земельные участки, на которых они расположены, в границы КРТ жилой застройки;
- установление процедуры учета мнения собственников частных жилых домов в отношении всей территории застройки ИЖС, которая включена в границы КРТ.
По вопросу государственной поддержки проектов КРТ отметил, что в настоящее время существует порядок, при котором невозможно профинансировать расселение непригодного для проживания жилья в полном объеме. Пока не будут расселены аварийные дома, признанные таковыми до 2017 года, не будут предоставлены денежные средства на расселение аварийных домов после 2017 года. Не субсидируются застройщикам затраты на расселение ветхого жилищного фонда. Вместе с тем, в границы территории жилой застройки обычно входят дома разной категории.
Также заслуживают внимания такие важные предложения, как:
- включение в договор о КРТ обязанности муниципалитета выкупить построенные застройщиком социальные объекты с указанием сроков и условий такого выкупа;
- запрет на изменение границ охранных и защитных зон, установление иных требований и ограничений к использованию территорий после принятия решения о КРТ;
- установление возможность изъятия части земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
- разработка механизма расселения из домов, включенных в территорию КРТ с согласия собственников, без применения процедуры изъятия.
Максим Федорченко сообщил также, что Комитетом РСС по улучшению инвестиционного климата и КРТ на основе предложений строительного сообщества и региональных органов государственной власти подготовлены еще целый ряд предложений, которые тщательно проработаны и могут быть представлены в Комитет Государственной думы.
Участвующий в обсуждении сенатор Владимир Городецкий поддержал предложения докладчика, подчеркнув необходимость скорейшего решения вопроса об объектах ИЖС, расположенных на территории КРТ. Сергей Пахомов также поддержал предложения строительного сообщества, отметив, что по вопросу расселения территорий, занятых объектами ИЖС, потребуется очень серьезная поддержка регионов, при этом необходимо выработать такие предложения, которые были бы максимально отвечали интересам граждан.