Вопросы кадрового потенциала, проблемы и их решение рассмотрели на круглом столе РСС
8 (499) 270-52-51 info@omorrss.ru

Новости

1 марта 2024

Вопросы кадрового потенциала, проблемы и их решение рассмотрели на круглом столе РСС



Круглый стол «Кадры решают все», прошедший в рамках деловой программы Российской строительной недели, собрал экспертов для обсуждения ключевых аспектов кадрового вопроса в строительной отрасли.

Организаторами круглого стола выступили Комиссия по вопросам профессионального образования и кадрового потенциала в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства Общественного совета при Минстрое России, Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства, Комитет РСС по развитию профессионального образования и содействию занятости в строительной отрасли и НОСТРОЙ.

Открывая работу мероприятия, модератор мероприятия, почетный президент НОСТРОЙ, председатель комиссии по вопросам профессионального образования и кадрового потенциала в сфере строительства и ЖКХ Общественного совета Минстроя России Ефим Басин заявил, что строительная отрасль испытывает подъем и третий год ставит рекорды по вводу жилья, но при этом отрасль сталкивается с проблемой кадрового голода, и это требует немедленного вмешательства.

«Мы должны решать эту проблему собственными силами, опираясь на наши отечественные кадры, которых мы можем подготавливать. Важно вернуть систему, которая существовала в советское время, когда у нас были образовательные учреждения, где готовились как рабочие, так и инженерные кадры. В 90-е годы мы утратили это, полагаясь на заполнение кадров из-за рубежа, но это стратегия не сработала. Сегодня, в своем послании, Президент РФ Владимир Путин говорил о необходимости повышения производительности труда. Несмотря на высокий уровень образования населения, наша страна отстает в производительности труда от развитых стран. Это вызывает необходимость решения данной проблемы. Я считаю, что дефицит кадров может стать стимулом для параллельного решения проблемы производительности труда. Жизненные обстоятельства заставят руководителей предприятий задуматься о культуре и безопасности труда, а также о механизации и автоматизации производства. Сегодня мы можем обсудить методы решения проблемы кадрового голода в существующих условиях».

Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Скворцова Маргарита в своем выступлении говорила о федеральном проекте «Профессионалитет» и участии в нем ключевых игроков стройотрасли – представителей бизнеса и госсектора.

«Строительная отрасль в последние годы работает эффективно, в прошедшем 2023 году объемы строительства превысили планы на 17%, но есть одна проблема, и она нарастает – это дефицит квалифицированных кадров для строительной отрасли. Отсюда и низкая производительность труда, и нарушение техники безопасности, и претензии к качеству строительства. При этом в строительную отрасль нужно внедрять цифровизацию и автоматизацию, и без массовой подготовки кадров здесь не обойтись.

Стратегическая задача – реализовать потенциал строительного комплекса, что обеспечит основу развития каждого региона и страны в целом. В Стратегии развития строительной отрасли отражено, что для достижения национальных целей развития к 2030 году в рамках профессиональной трансформации необходимо дополнительное привлечение от 0,7 млн. до 1,5 млн. работников различной квалификации», - отметила М.А. Скворцова.

По словам спикера, вызовами для реализации стратегической задачи и повышения кадрового потенциала строительной отрасли являются недостаточное взаимодействие между организациями реального сектора экономики, образовательными и научными организациями. Кроме того, профессиональная и квалификационная структура трудовых ресурсов не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к персоналу в контексте развития технологий строительного производства. Маргарита Скворцова отметила, что в рамках Стратегии предусмотрены мероприятия, которые позволят выполнить поставленные задачи. 

Ответственный секретарь Общественного совета при Минстрое России Светлана Кузьменко проинформировала о программе популяризации профессий в сфере архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства «Я – строитель будущего!».

Проект «Строитель будущего» был включен в Президентскую программу «Десятилетие детства» в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации. Основные цели этого проекта включают в себя популяризацию профессий в сфере строительства, ЖКХ и архитектуры, просвещение по профессиональной ориентации для детей и молодежи, содействие в подготовке кадров и трудоустройству выпускников.

В рамках проекта был проведен киберспортивный чемпионат по обучающей игре «ЖЕКА». Ежегодно 10 000 человек пишут диктанты на тему строительства и ЖКХ. Также проводятся различные мастер-классы, квесты и акции. В сфере профессиональной ориентации для детей и молодежи проводятся конкурсы по применению беспилотников в сфере строительства и ЖКХ, а также цифровое ГТО для знания программ проектирования, 3D-моделирования и строительства.

Создаются все условия для участия детей и молодежи в приоритетных проектах развития отрасли. «В настоящее время мы работаем над развитием стипендиальных программ для студентов и старшеклассников. Ведущие девелоперы и застройщики присматриваются к детям и готовы доплачивать им стипендию при поступлении в институт», – рассказала Светлана Кузьменко.

2024-03-01_15-15-06.png

Директор по развитию – руководитель Проектного офиса НОСТРОЙ Елена Парикова в своем выступлении отметила, что сегодня кадровый вопрос в строительной отрасли стоит достаточно остро. Ситуация характеризуется рекордно низким уровнем безработицы, при этом наблюдается высокий рост темпов строительства, что приводит к дефициту кадров. Ситуацию осложняет снижение числа иностранных рабочих на 50% за последний год, а также демографические факторы. Большое число инфраструктурных проектов и строительных работ в новых регионах требует дополнительных строителей и усиливает кадровый дефицит.

По словам докладчика, для решения текущей ситуации необходим комплексный подход, который включает точечную работу системы образования. В рамках этого подхода предпринимаются два проекта. Первый из них — цифровое образование и проект «Школа подрядчика», направленный на практику цифрового управления. Второй проект — конкурсы профессионального мастерства. Этот проект имеет свой собственный бренд и более чем десятилетнюю историю. Созданный в 2010 году, он проводится ежегодно в очном формате и интегрирует большое количество строителей и представителей системы образования. Номинации конкурса расширяются, и его география постоянно расширяется. В прошлом году география конкурса увеличилась вдвое, в этом году планируется привлечь еще больше регионов.

Проведение конкурсов способствует формированию положительного имиджа строительных профессий, что особенно важно в условиях высокой конкуренции на рынке труда – молодые специалисты, видя успехи других участников, могут принять решение о выборе строительной профессии для своей будущей карьеры.

О важности сотрудничества бизнеса и образования в своем выступлении говорили исполнительный директор СРО «Большая Волга» Лариса Афанасьева и директор Пензенского колледжа архитектуры и строительства Ольга Майорова. СРО «Большая Волга» и Пензенский колледж архитектуры и строительства – один из ярчайших примеров такого взаимодействия. При поддержке предприятий-членов СРО колледж смог получить грант на создание кластера в ФП «Профессионалитет» в 2024 году.

«В 2023 году кадровый дефицит в строительной отрасли Пензенской области достиг такого уровня, что как для бизнеса, так и для образования стало очевидно, что требуется системное и глобальное решение возникших проблем. Эти проблемы могут быть решены только в тесном сотрудничестве между бизнесом и образовательными организациями среднего профессионального образования», – рассказала Лариса Афанасьева.

В августе прошлого года было подписано соглашение о партнерстве с целью создания и развития образовательного производственного центра в Кластере строительства и дорожного хозяйства Пензенской области. С этого момента началась активная совместная работа участников Кластера, включая базовый колледж ГАПОУ ПО «Пензенский колледж архитектуры и строительства», сетевые образовательные организации и предприятия-партнеры, в число которых вошла Ассоциация СРО «Большая Волга» как объединение ведущих компаний Пензенской области.

Как рассказала Лариса Афанасьева, в рамках совместной работы проводятся мероприятия, направленные на популяризацию федерального проекта в образовательно-производственном центре строительства и дорожного хозяйства Пензенской области. План мероприятий на 2024 год включает в себя цикл тематических экскурсий для учащихся школ «Калейдоскоп профессий» на производственных площадках ведущих предприятий области, родительские собрания и информирование родителей о программах профессиональной ориентации и перспективах выбора направлений подготовки. Также планируется организация профессионального праздника «День строителя» в Пензенской области в рамках федерального проекта, с участием школьников и проведением мероприятий, направленных на популяризацию профессий и специальностей строительной отрасли.

Ольга Майорова подчеркнула важность связи бизнеса и образования для формирования кадрового потенциала строительной отрасли и рассказала о деятельности колледжа в этом направлении. Педагоги колледжа задействованы в реализации программы профессиональной ориентации в рамках Кластера. Колледж также активно участвует в грантовых программах и создал управляющую компанию образовательного Кластера, в которую входят 16 организаций. Основные задачи на ближайшее время – разработка учебных программ и сокращение сроков обучения для подготовки специалистов. Кроме того, в колледже будут созданы 12 мастерских и лабораторий различного профиля.

Директор Новгородского строительного колледжа Ольга Халепо представила информацию о колледже, подчеркнув, что сегодня это современное инновационное образовательное учреждение, использующее в своих программах высокотехнологичное оборудование и программное обеспечение, соответствующее будущим компетенциям и удовлетворяющее кадровые потребности строительной отрасли региона.

«Строительная отрасль вступает в процесс цифровой трансформации, и необходимо учитывать инновационные технологии в отрасли, отраженные в стратегии развития и цифровой трансформации строительства. Важно помнить о работодателях и обучать студентов не только на сегодняшний день, но и с учетом перспективы. Новые технологии уже широко распространены, и детям нравится заниматься ими, что позволит им успешно войти в мир цифровизации нашей отрасли», - отметила О.А. Халепо.

Она подчеркнула, что колледж как образовательная площадка должен стать производственной базой и фабрикой кадров. В этой связи он вошел в проект профессиональной подготовки, включив 16 бизнес-партнеров и пять организаций среднего профессионального образования.

«Мы ставим перед собой задачу заключить 700 целевых договоров с предприятиями по трудоустройству, что является значительным достижением. Также планируется привлечение 42 преподавателей из предприятий. Реализация мероприятий будет осуществляться по 43 программам Кластера, при этом мы увеличиваем их количество в этом году. Особое внимание будет уделено цифровому строительству, оценке технического состояния зданий и сооружений, а также вопросам охраны труда и безопасности на стройплощадках. Будут открыты новые лаборатории, включая те, которые учитывают специфику региона, например, лаборатории по обследованию зданий и обучению в области БПЛА в строительстве», - рассказал директор колледжа.

Заместитель генерального директора ГК «Академия» Юлия Смирнова говорила о работе академии по созданию учебных и мультимедийных материалов. В настоящее время обеспечено 18 ФГОС в области строительства и архитектуры. Кроме того, разработано более 185 печатных учебников и их цифровых копий, а также 208 мультимедийных изданий.

«Мы работаем системно, и поэтому, будучи одной из цифровых компаний, предоставляем ту поддержку, которая несколько лет назад была предоставлена центрам опережающей подготовки. Это включает в себя создание цифровой среды, которая уже реализована в 12 субъектах Российской Федерации, а также программы цифрового колледжа. Эта информационная среда охватывает всех участников образовательного процесса - от работодателей до студентов. В настоящее время цифровой колледж пользуется популярностью в 68 регионах», - отметила она.

Забелина Светлана, ректор Автономной некоммерческой организации высшего образования «Московский информационно-технологический университет-Московский архитектурно-строительный институт» (МИТУ-МАСИ) в своем выступлении сделала акцент на систему непрерывного образования. Университет представляет собой уникальный образовательный комплекс, который включает школы, детский технопарк с программами дополнительного образования от семи лет, школу, колледж, вуз и программы дополнительного профессионального образования. Направления подготовки самые разнообразные - от архитектуры и дизайна до геодезии и строительства. Университет также проводит конкурсы, мастер-классы и другие мероприятия, мотивирующие школьников и студентов. На базе университета было создано бюро МосТИМ под руководством экспертов департамента строительства, которые дают студентам задания на проработку федеральных объектов. Благодаря такому взаимодействию студенты получают возможность работать на отечественном программном обеспечении и разрабатывать модели, что позволяет им приобретать опыт и повышать свою квалификацию.

2024-03-01_15-49-46.png

Надежда Прокопьева в своем выступлении говорила о независимой оценке квалификации (НОК) - процедуре оценки специалиста на соответствие профессиональному стандарту.

«В строительной отрасли разработано более 100 профессиональных стандартов, охватывающих различные направления. Программы обучения в колледжах и вузах ориентируются на эти стандарты, особенно с учетом выхода из Болонского соглашения. Сами по себе стандарты эффективно работают, но необходимо их оценивать. Здесь важную роль играет институт независимой оценки квалификации, который затрагивает вопросы тех специалистов, чья информация внесена в национальный реестр специалистов по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и организации строительства.

Это крайне ответственные специалисты, информация о которых внесена в реестр, который ведется НОСТРОЙ и НОПРИЗ. Каждая организация, работающая на рынке, должна иметь не менее двух таких специалистов. К ним предъявляются строгие требования, включая пятилетний стаж работы в инженерной сфере, а также наличие диплома по соответствующему направлению подготовки. Роль инженера имеет важное значение в отрасли, и ее усиление необходимо», - рассказала Надежда Александровна.

При этом, отметила она, с одной стороны, независимая оценка создает дополнительные препятствия для получения статуса ответственного специалиста, но с другой стороны, повышает его значимость в отрасли. На данный момент в национальном реестре зарегистрированы более 418 000 специалистов, что свидетельствует о престиже попадания в этот список.

В случае, если экзамен не пройден, специалист исключается из реестра и может вновь подать заявку только через два года. Для выпускников колледжей и вузов это новое направление, которое также требует прохождения профессионального экзамена, поэтому отдельно внимание будет уделяться внедрению государственной итоговой аттестации, сочетаемой с независимой оценкой квалификации.

Итоги мероприятия подвел Ефим Владимирович Басин, поблагодарив участников за интересные и содержательные выступления. 



Короткая ссылка на новость: https://omorrss.ru/~LHN1i