Андрей Шишкин, Управляющий директор УК "Инфратех Концессии"
Реализация инфраструктурных проектов – создание общественных пространств, спортивных арен, театров, объектов образования и здравоохранения или дорог – все это способствует росту качества жизни населения, расширению экономических отношений и увеличению числа рабочих мест в регионах. Для обеспечения эффективной реализации таких проектов стал активно применяться механизм государственно-частного партнерства. ГЧП позволяет привлечь средства бизнеса для строительства и реконструкции объектов и выявить наиболее эффективные способы их эксплуатации.
В настоящее время, когда финансовый рынок очень волатилен, а стоимость проектного кредитования запредельно высока, инструмент концессии является чуть ли не единственной возможностью для многих субъектов исполнять свои социальные обязательства в плане строительство социально-значимых объектов. Участие бизнеса в качестве концессионера в создании и управлении данными объектами позволяет повысить эффективность их использования, обеспечить формирование дополнительных доходов и обязательных платежей с прибыли и (или) оборота – которые станут источниками финансирования новых общественно-значимых направлений. Важно также отметить, что при передаче в коммерческое управление объектов инфраструктуры доступ к ним на льготных условиях определенных категорий населения и бизнеса не ограничивается.
Эффективность государственно-частного партнерства подтверждается и количеством заключенных соглашений, по оценкам экспертов, объем законтрактованных в прошлом году инвестиций в проекты ГЧП в нашей стране достиг рекордного значения и вплотную приблизился к отметке в 1 трлн рублей, что подтверждает востребованность этого механизма у инвесторов при реализации инфраструктурных проектов. В целом по итогам 2023 года в России действует 3427 соглашений о реализации ГЧП-проектов на 4,8 трлн рублей общих инвестиций, включая 3,3 трлн рублей (а это 69%), – внебюджетных. В среднем на один проект приходится 1,4 млрд рублей общих инвестиций. Большинство ГЧП- проектов реализуется в форме концессионных соглашений (3374 соглашения на 4,7 трлн рублей).
Наиболее распространенной формой организации государственно-частного партнерства по реализации проектов создания и модернизации инфраструктуры является концессия. Концессия представляет собой отношения между владельцем объекта (концедентом) и инвестором (концессионером), которые реализуют проект на условиях софинансирования, где за вложенные в объект средства концессионер получает доход в виде платы концедента. Важнейшим аспектом реализации проектов на принципах ГЧП является то, что в условиях ограниченности бюджетных средств с привлечением частного капитала объекты создаются раньше и быстрее начинают давать бюджетную и социально-экономическую отдачу. Это важно, как и инвесторам, так и региональным, и муниципальным властям.
Так благодаря концессии в ближайшее время появятся такие объекты как крупнейший модульный фиджитал-центр в Кирове, который будет построен в том числе с привлечением средств федерального гранта в рамках проекта «Бизнес-спринт (Я выбираю спорт)» и средств концессионной компании УК «Инфратех концессии». Фиджитал-центр будет возведен рядом со школой N 39. Площадка будет включать в себя инфраструктуру для мини-футбола, баскетбола 3х3 и игровые зоны: компьютеры, VR, PlayStation. В Республики Бурятия по концессии уже активно строятся Национальный музей РБ и Театрально-культурный центр «Байкал», соответствующие соглашения с концессионером УК «Инфратех Концессии» и Правительством Республики Бурятия были подписаны в октябре 2023 года и по совокупному объему инвестиций заняли второе место среди проектов в области культуры, при реализации которых будет использован механизм «Дальневосточной концессии». Всего на строительство национального музея и театрально-культурного центра планируется направить более 8 млрд. руб. инвестиций, в том числе заемное банковское финансирование, собственные средства компании-концессионера, а также средства из федерального бюджета.
Капитал, который инвестор вкладывает в развитие территорий, в свою очередь разгоняет экономику; решаются социальные задачи. Поэтому, когда в июле 2023 года Минфин РФ предложил на законодательном уровне ограничить расходы регионов на выплаты инвесторам по договорам ГЧП, концессионным и лизинговым соглашениям, это вызвало такое активное обсуждение среди экспертного сообщества. Эксперты отмечают, что на текущий момент риска невыполнения обязательств по концессионным соглашениям нет – совокупный размер вознаграждений по договорам концессии и лизинга в регионах сегодня как раз и не превышает тех самых 20% собственных доходов субъекта РФ.
Бизнес понимает социальную, экономическую и общественную значимость проектов ГЧП, умеет управлять портфелями проектов и стремится строить финансовые модели по проектам, основываясь на их эффективном использовании. Выплаты по договорам концессии по проектам – как правило социально значимым – идут в большей степени только на возврат вложенного капитала. А сумма непосредственно концессионных вознаграждений из бюджета не превышает размер ставки рефинансирования, увеличенной на 3%.
Представители компаний, реализующих проекты ГЧП и занимающиеся управлением такими объектами, понимают перспективы рынка и роль такого рода проектов в укреплении экономики страны. Будучи профессиональными стратегами – они осознают необходимость качественного управления рисками в проектах, договоры по которым заключаются на долгосрочную перспективу.
Проекты ГЧП дают прирост валового регионального продукта от использования местной продукции и привлечения локальных подрядчиков, а также за счет увеличения заработной платы и покупательской способности вовлеченных сотрудников. Эти эффекты наступают уже на инвестиционной стадии проекта и кратно увеличиваются на эксплуатационной. В конечном итоге все реализуемые проекты направлены на улучшение жизни россиян в конкретных населенных пунктах: от малых городов до мегаполисов-миллионников.